ИСТОРИЯ И ПОВСЕДНЕВНОСТЪ / Русская и европейская живопись XVI—XX веков

с 3 июня до 11 декабря

С 3 июня 2016 года в выставочном зале Курской картинной галереи открыта для посещения выставка «История и повседневность». Из фондов галереи отобрано 53 произведения живописи европейских, русских, советских и постсоветских мастеров XVI – XXI веков.

История в настоящей экспозиции обозначена картинами на мифологические, библейские и евангельские мотивы, среди них создания Христиана Бернарда Роде, Яна Викторса, Франса Франкена II, Федора Бронникова и др.

Бpиблейские и евангельские повествования имели широкое хождение в художественной практике прошлых веков. Так, зрителям будет любопытно сравнить «Пир Ирода» Ф. Франкена II и А. Дипенбека, «Поклонение волхвов» Ф. Палудануса и Тирольского мастера рубежа XVII – XVIII веков.

Произведения, посвященные историческим личностям и событиям созданы художниками второй половины и конца XIX столетия Иваном Творожниковым, Станиславом Растворовским, Самуилом Гиршенбергом.

Вторая часть названия выставки касается повседневности. Следовательно, бытовой жанр занимает в экспозиции значительное место. Одной из идей устроителей выставки было показать, что жанровая живопись прошлого стала для нас не только фактом искусства, но и истории. В ней мы видим эпоху, быт, костюм. Таковы работы И. Пелевина, Н. Петрова, Л. Соломаткина, В. Маковского, Е. Чепцова и др.

Поскольку историческая живопись находится в тесных контактах с другими жанрами, в экспозицию включены батальные картины, и пейзажи. Прямое отношение к истории литературной имеет «Портрет Алеши Репина» И. Репина, в котором художник увидел молодого А. Пушкина, и к художественной – «Портрет Н.С. Матвеева», художника и реставратора, которого В. Штембер одел в костюм стрельца.

Современные художники также выступают со своим прочтением истории – Ю. Глюдза, рассматривая старую дверь, пытается понять глубины прошлого, Е. Романова в автопортрете выстраивает отношения с предшественниками, точнее – с А. Венециановым, последовательницей которого себя считает.

Экспозиция дополнена скульптурой.