ГОРОД СОЛНЦА / Советская живопись 1930-х годов

с 31го марта до 9 мая

Вернисаж: 30 марта 2017 года 16.00

«Город Солнца» – выставка советской живописи 1930—1950-х годов. Её название повторяет заглавие сочинения Томмазо Кампанеллы (1568—1639). В трактате итальянского философа описан идеальный город, устройство и общественный строй которого совершенны, а жители счастливы. Утопический «Город Солнца» – это модель «светлого коммунистического будущего», строительством которого СССР был занят с момента своего образования (1922 г.).

Превращение отсталой аграрной страны в мощную индустриальную державу требовало от ее граждан крайнего напряжения всех жизненных сил и большого самоотречения. В этих условиях человек находил духовную поддержку в искусстве, изображавшем жизнь не такой, как она есть на самом деле, а такой, какой она должна быть. Это была сказка, удивительно похожая на правду. Такому искусству следовало быть максимально реалистичным, чтобы быть максимально убедительным. Этим запросам полностью отвечало искусство «социалистического реализма».

Определение «социалистического реализма», первоначально относившееся к литературе и распространенное на все явления художественной жизни, было обосновано и сформулировано на I съезде Союза писателей СССР в 1934 г. Метод требовал от художника правдивого изображения действительности «в ее революционном развитии». Одной из целей искусства стало воспитание зрителя в духе идей социализма. «Социалистический реализм» не только насаждался сверху: он отвечал внутренней потребности большой части зрителей и немалого числа художников.

Тридцатые годы были временем, когда «социалистический реализм» переживал свой подлинный триумф. Яркое динамичное искусство несло мощный оптимистический заряд. К концу 1950-х гг., несмотря на отдельные выдающиеся достижения, оно постепенно утеряло жизненную силу. Произведения «социалистического реализма», хотя и преобладали количественно, постепенно оттеснялись с авансцены художественного процесса нарождающимися новыми течениями.

На выставке экспонируются произведения из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Часть картин в свое время была специально написана для легендарной выставки «Индустрия социализма» (1939), экспонаты которой впоследствии оказались утрачены или рассеяны по городам и музеям. После многих лет забвения заново отреставрированные произведения были впервые показаны широкой публике в 2005 году в проекте «Советский идеализм. Живопись и кино 1925—1930».

На нынешней выставке можно увидеть работы известных «официальных живописцев» (А.М. Герасимова, Ф.А. Модорова) и менее известных, но блестящих художников – А.И. Кацеблина, В.И. Люшина, А.А. Вольтера, Н.С. Шнейдера, Е.С. Зерновой. Помимо того, что зрителям представляется возможность почувствовать атмосферу советской жизни 1930-х годов, экспонирование «Города Солнца» в залах Курской картинной галереи передаёт в исчерпывающей полноте контекст, в котором существовали произведения Александра Дейнеки.Выставка будет интересна самым широким кругам зрителей.