ДЕЙНЕКА: МЕТОД 2

ДЕЙНЕКА: МЕТОД 2

Александр Александрович Дейнека – безусловно, знаковая фигура в советском искусстве, активный участник драматических трансформаций отечественной художественной культуры 20 века: был близок к кубизму и конструктивизму и одновременно стал одним из ярких представителей социалистического реализма. Сегодня Дейнека - светлый певец спортсменов, самолетов и дирижаблей - выглядит оптимистично и бодро. Он актуален, поскольку ассоциируется с идеей счастливой страны, с СССР. Он был утопистом, но хочется верить, что предвидел будущее.

Дейнека А. А., «Беседка»Дейнека А. А., «Беседка»

А.Дейнека вошел в художественную жизнь 20-х гг. как график, получив первоначальное образование в курском начальном и Харьковском художественном училище. Свои первые графические, а впоследствии и живописные работы Дейнека выстраивал, опираясь на лекции по композиции В.Фаворского, на ту теоретическую базу, которая сложилась у него во время учебы во ВХУТЕМАСе с 1921 по 1925 год. Однако к 1930-му году художник вынужден был, по сути, написать новую главу о композиционных построениях картины, что было связано с современными «измами», развитием фотографии, кино и телевидения. Дейнека использовал случайность фотографического снимка, застывший миг. Его подсмотренные незначительные эпизоды жизни уже не претендовали на построенную «картину мира».

Дейнека А. А., «Гопак»Дейнека А. А., «Гопак»

Для остроты и напряжения внутри картинной плоскости он активно применял асимметрию или, вернее, сознательную неуравновешенность, разрабатывал открытую композицию, срезы по краям, например, для уменьшения значимости элемента. Он вообще многое упрощал и отбирал. Дейнека первый занялся апробацией, ратификацией и внедрением новых приемов – большим композиционным опытом. Он был первооткрывателем, «компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок». Отчасти, повлияло его работа фотографом в Курском угрозыске в между 1918 и 1920-м гг., отчасти, новые темы диктовали новые формы изображения, отчасти, а возможно, самое главное – общее стремление искусства того времени к кардинальному переделу изобразительного языка.

Дейнека А. А., «Конец лета»Дейнека А. А., «Конец лета»

Выставка «ДЕЙНЕКА: МЕТОД 2» продолжает идею выставки 2017 года. Мы предлагаем проследить уникальный творческий подход, когда композиционные, тональные, цветовые составляющие используются в комплексе с идеей и образом. Метод художника – это алгоритм решения поставленной задачи, «рецепт» авторского подхода, формула использования специфических приемов, основной вопрос творчества. Неудивительно, что у многих станковых картин и скульптур А.Дейнеки существовал некий прототип в виде наброска, этюда, фотографии или вполне законченного графического листа. Интересно, как трансформация первоначального замысла выхолащивала первичную идею до истинно монументального звучания, усиливало составляющие, отсекала лишнее - как блокнотная зарисовка приобретало черты подлинного шедевра.

Дейнека А. А., «Трудное решение»

На выставке представлено более пятидесяти произведений А.Дейнеки: графика, живопись, скульптура. Экспонируются его ранние живописные постимпрессионистические этюды, хрестоматийные шедевры 20-30-х гг. «Футболист», «В облаках», «Натурщица. 1936», «В оккупации», знаковые работы «Пионер», «Автопортрет.1948», классические портреты «П-т скульптора Т. Милешиной», мелкая пластика «Боксер», «На танке», монументальная скульптура «Гопак», картины позднего периода «Трудное решение», лиричные вещи камерного звучания «Утренний туалет», «В мастерской», графика подготовительного характера. Некоторые работы представлены публике впервые.

Дейнека А. А., «Автопортрет»Дейнека А. А., «Автопортрет»