ОТ БАРОЧЧИ ДО ДЕЙНЕКИ. Русское и западно-европейское искусство XVI-XX веков

10 декабря 2009 — 19 января 2011

Выставка знакомит зрителей с наиболее значительными произведениями европейской живописи из собрания Курской картинной галереи. Не следует искать в названии выставки логики истории искусства. Мы не выстраиваем последовательной линии развития искусств от середины XVI до XX столетия. Всё объясняется реальной ситуацией: произведениями европейской живописи заполнены все пространства выставочного зала галереи, кроме одного – того, где находятся работы А.А, Дейнеки.

Итальянская живопись на выставке представлена картинами, преимущественно эпохи барокко. Исключение составляют две работы, знакомящие нас с ренессансными традициями. Это «Портрет девочки» придворного художника урбинских герцогов делла Ровере Федериго Бароччи (1536 – 1612), одного из крупнейших колористов второй половины XVI в. Он писал портреты, алтарные картины, фрески. Экспонируемый портрет поступил в 1939 г. из ГМИИ. Ранее находился в собрании Великой княгини Марии Николаевны.

Стилистические особенности картины «Несение креста» позволяют предполагать ее принадлежность северо-итальянской школе второй половины XVI века. Первоначальный формат изменен: холст срезан с боков и сверху. Трактовка сюжета традиционна: многофигурная процессия римских солдат, осужденных на казнь разбойников, учеников и последователей Христа. В центре Иисус, которому помогает Симон Киринеянин. Рядом с ним — Вероника, держащая в руках плат с ликом Спасителя, Богоматерь, три Марии и Иоанн Богослов.

Автор «Натюрморта с автопортретом» итальянский живописец Франческо Мальтезе (1610 – 1660) писал торжественные барочные натюрморты с атрибутами искусств и музыкальными инструментами. Его имя впервые упоминается в инвентаре Барберини (1636). Гравюры Якоба Колеманса с двух картин с названием «Натюрморт с музыкальными инструментами» и надписью “Le Maltois pinxit” (Мальтиец написал) воспроизводят работы, которые достоверно следует приписать Мальтезе.

Алессандро Тиарини (1577 — 1688) – живописец итальянского барокко. Работал в Болонье, испытал влияние братьев Карраччи и Гвидо Рени. «Богоматерь скорбящая» курского собрания происходит из усадьбы Барятинских. Из той же коллекции происходит «Голова старика» работы Джованни Батиста Тьеполо (1696 – 1770) Имя живописца, офортиста, первого президента Венецианской Академии Дж.Б. Тьеполо было прославлено современниками. Почти все венецианские живописцы XVIII в. испытали сильное воздействие его искусства.

Картина «Поединок Геракла и кентавра Несса» происходит их дворца Барятинских «Марьино». Возможно, это работа французского художника середины – второй половины XVII века, выполненная в прямой связи с серией картин Гвидо Рени «Подвиги Геракла». Между 1617 – 1621 Рени написал цикл «Подвиов» для Мантуанского герцога. Курская картина представляет собой контаминацию двух полотен серии. Фигура Геракла заимствована из композиции «Геракл убивает Лернейскую гидру», кентавр с некоторыми вариациями повторяет изображение того же героя из «Похищения Деяниры».

Картина «Внутренний вид храма», долгое время считавшаяся анонимной, ныне приписывается французскому живописцу второй половины XVIII века Юберу Роберу (1733 – 1808). Открытие романтической красоты антиков было одним из завоеваний эпохи Просвещения. Пенсионер Французской академии в Риме Робер писал античные руины, воображаемые пейзажи. Среди его русских заказчиков были Юсуповы, Шуваловы, великий князь Павел Петрович. Курская картина происходит из собрания князей Барятинских в усадьбе «Марьино».

В европейской живописи, начиная с эпохи Возрождения сюжет “Поклонение пастухов” часто использовался в алтарных картинах. Пастухи обычно изображались простолюдинами в грубых одеждах, с лицами далекими от идеализации. «Поклонение пастухов» голландского художника Франсуа Палудануса (1630 — 1669) повествовательной мелко фигурной композицией более всего напоминает жанр «кабинетной живописи».

В 1630-е годы Ян Викторс, работая в мастерской Рембрандта в Амстердаме, стараясь освоить живописные и композиционные приемы учителя. Стремление приблизиться к методу мастера заставляет Викторса неоднократно повторять одну и ту же композицию. К ветхозаветному сюжету «Благословение Иакова» он обращался трижды (Варшава, Национальная галерея; Будапешт, Музей изящных искусств; Курск, Картинная галерея).

Сцены «Отречения апостола Петра» и «Апостол Петр в покаянии» были чрезвычайно популярны в эпоху барокко. Картина «Покаяние апостола Петра» композиционно близка к одноименной работе Джачинто Бранди (галерея Боргезе). Формально-стилистические особенности связывают её кругом мастеров Северной Европы (скорее всего – Франции), хорошо знакомых с итальянской традицией или работавших в Италии. Из прочих аналогий укажем на «Слёзы апостола Петра» Гверчино.