ИМЕНА. Русская и европейская живопись XVII - XX вв.

с 17 января 2012 г.

Титул выставки допускает разные толкования. Когда мы смотрим на произведение искусства, первое, что хочется узнать – это имена художников, названия работ (т.е. их сюжеты) и истории изображённых персонажей – реальных и мифологических.

При небольшом объёме – выставлено 73 холста – программа выставки разнообразна. В экспозиции присутствуют исторический жанр (мифологические и библейские темы), портрет, пейзаж, бытовая картина, натюрморт. В нескольких примерах здесь прослеживается развитие и трансформация натюрморта и портрета. Прочие жанры также могут быть рассмотрены в их эволюции в сопоставлении классической трактовки XVII-XVIII столетий с вариациями XIX и XX веков.

Список европейских живописцев, работы которых выставлены в галерее, побуждает вспомнить о важных явлениях мирового искусства. Разговор о стилистике барокко возникает возле «Гавани» П. Мюлира или «Цветов» Н. Верендаля, о неаполитанском караваджизме – у холста Х. Риберы «Св. Иаков Старший»; о классицизме и подлинном изучении античности напоминает нам «Мифологический сюжет» Х.Б. Роде. Связь «учитель-ученик» актуализирует не только имя автора «Портрета Елизаветы Фарнезе» Ж. Ранка, но и его наставника, придворного живописца Людовика XIV И. Риго. То же касается Я. Викторса который написал «Благословение Иакова», следуя образцам Рембрандта.

Русская живопись второй половины XVIII – первой половины XIX века представлена преимущественно портретами, ранним жанром и академическими программами. Это А. Антропов, В. Боровиковский, В. Тропинин, а также Ф. Бронников и А. Бейдеман.

Работы русских живописцев второй половины XIX – начала XX века иллюстрируют многообразие поисков и художественных решений, что заставляет ещё раз признать невозможность свести к одному «амплуа» творчество живописцев, чья репутация в русском искусстве кажется устоявшейся. В этюде В. Шварца «Крестьянский дворик» обнаруживается явное воздействие импрессионистических принципов: кадрированная композиция, широкая и свободная манера письма, а картина А. Куинджи «Закат» на первый взгляд кажется одним из первых произведений беспредметной живописи.

Сложность и разнообразие художественных процессов в искусстве начала ХХ века выражены в небольшой, но качественно значимой коллекции живописи этого времени. В качестве опыта устроители выставки попытались сопоставить живопись раннего ХХ века с работами советских художников. Ранний светоносный Е. Чепцов и импрессионистичный Ю. Пименов соседствуют с выучениками немецких школ К. Истоминым и И. Грабарем. Бывшие представители объединений «Круг» А. Самохвалов и «Маковец» С. Герасимов, В. Попков, на два поколений отстоящий от А. Моргунова и Р. Фалька. В неожиданных параллелях просматривается и верность традициям классического искусства и разница подхода к форме и содержанию.

Выставка, интересная широким кругам зрителей. Продлится до июня.