70 x 70

18 мая 2005 — 18 сентября 2006

Моргунов А.А.Под розовой тенью. 1911

Выставка посвящалась семидесятилетию основания Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки. В экспозиции были представлены произведения живописи, графики и скульптуры западноевропейского и русского искусства XVI — начала XX веков.

Идея устройства означенной выставки имеет два аспекта. Первый – показать часть шедевров из более чем восьмитысячного собрания, формировавшегося в течение всех этапов деятельности галереи, начиная с 1935 года. Второй – не избирая узкую тематику, продемонстрировать оригинальность и качество курского собрания.

Выставка в комплексе отразила всю работу коллектива: научную, хранительскую, реставрационную и просветительскую. За последние 20 лет многие произведения, отреставрированные в мастерской галереи, пережили второе рождение. Так, специально для юбилейной экспозиции была проведена серьезная реставрация картины первой половины XVII столетия «Солдаты, играющие в карты», созданной в мастерской Жоржа де Ла Тура. Мысль показать работы старых мастеров продиктована юбилеем. Не разделяя резко русское искусство и западное, экспозиционеры хотели бы напомнить зрителям о взаимодействии культур и связи времен. Экспозиция дает возможность рассмотрения разных стилистических линий и соответствий. Общие признаки стиля барокко прослеживаем у живописцев XVII столетия Мальтезе и Крайера и следующего века – Ранка и Антропова. Сентименталистские тенденции проявляются в портретах Виже-Лебрен и Боровиковского и накладывают отпечаток на творчество работавшего в первой половине XIX века Тропинина. Еще одна стилистическая параллель, но иного свойства – от учителя к ученику – представлена в тандеме Репин и Любимов. Впервые за последние пятьдесят лет посетители выставки смогут увидеть произведения академиков акварельной живописи Александровского и Берггольца и не столь давно поступившую в галерею группу французского скульптора Фратена. По-обыкновению, заметное место занимает «классика» собрания – давно оцененные по достоинству картины Верендаля, Риберы, Сюблейра, Тьеполо, Куинджи, Поленова, В. Маковского и др.

Достаточно серьезным доводом в признании высокого уровня сложившегося и растущего собрания можно считать участие наших картин в различных монографических и групповых выставках в стране и за рубежом. Многие произведения еще в XIX веке были отмечены в прессе как значительные создания. В заключение остается добавить, что в названии выставки «70 х 70» зашифровано не только прямое соответствие числа экспонатов юбилейной дате, но и метафора многовековой истории, которую так или иначе галерея разделяет с хранимыми ею произведениями, и, надеемся, будет разделять дальше.