ИСТОРИЯ ИОСИФА. Гаспар де Крайер или Антонио Дзанки? Атрибуция картины из коллекции Г.Е.Шварца

28 ноября 2012 г. — 20 февраля 2013 г.

«<…> Что же касается торса, о котором вы столько мне рассказывали,
то лишь недавно удалось, наконец, установить, что это не купающаяся Клеопатра,
как вы, милорд, предполагали, а Геркулес за прялкой,
и в доказательство этому написан даже особый трактат»
О. Голдсмит. «Гражданин мира»
Письмо XXXIV. О нынешнем смехотворном пристрастии вельмож к живописи

Настоящая выставка – возвращение к истории бытования картины «Иосиф в темнице», а также попытка открыть зрителю ту часть музейной работы, которая связана с установлением авторства, школы, т.е. – с атрибуцией.

Большой барочный холст из фондов галереи до 1918 года принадлежал семье Шварц. Судя по владельческим надписям на тыльной стороне холста, он была приобретен Григорием Ефимовичем Шварцем и находился в курском имении Верховый Белый Колодезь. Владельцы считали старинный холст достоверным произведением Микеле Дезублео (1602 – 1676), прозванного Фьямминго, основываясь на тексте бумажной наклейки на обороте.

В 1918 году художественные коллекции Шварцев были «национализированы». Неизбежная в таких случаях утрата сведений привела к тому, что в инвентаре Губернского музея 1927 г. автором картины «Иосиф в темнице» назван мифический автор: Эверарки Фьяминго. После передачи в 1935 году в Курскую картинную галерею холст утратил и провенанс и имя, сделавшись работой неизвестного фламандца XVII столетия. На протяжении нескольких десятилетий анонимная картина с «идеологически не близким» сюжетом не выставлялась по состоянию сохранности. К началу 1980-х годов представления об уместности в экспозиции музеев некоторых произведений изменились. Картину неизвестного фламандца было решено отреставрировать и показывать.

«Иосиф в темнице» реставрировался во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации (ВНИИР). Искусствоведы ВНИИРа предложили имя Гаспара де Крайера как возможного автора курского холста. Фламандский живописец Г. де Крайер (1582 – 1669) работал в Антверпене, Брюсселе и Генте, служил придворным художником правителя Фландрии кардинал-инфанта Фердинанда. Среди сюжетов, к которым обращался Крайер, нет истории Иосифа, но можно обнаружить близкие мотивы в многофигурных композициях. С атрибуцией «Гаспар де Крайер» и знаком вопроса картина экспонировалась на выставках в и была опубликована в нескольких изданиях.

Развивающееся в последние годы сотрудничество галереи с Фондом Инвентаризации Культуры (SCI, Нидерланды), контакты с Международным советом кураторов голландского и фламандского искусства (CODART), доступ к базам данных музейных собраний заставили пересмотреть принятую атрибуцию.

Типажи, трактовка фигур, форсированный контраст света и тени отличает курскую картину от рационального освещения в работах Г. де Крайера и возвращает к почитателям Караваджо второй половины XVII столетия. Мощная пластика, сценическая выразительность жестов и мизансцены в целом заставляют обратить внимание на итальянцев или итальянизирующих северян.

Близкие стилистические параллели и сюжетные пристрастия обнаруживаются в работах живописцев Венецианской школы XVII столетия Д.Б. Ланджетти, Л. Феррари, Д.К. Лота. Но, более всего – у Антонио Дзанки. Схема построения композиции курской работы легко прослеживается в эталонных произведениях Дзанки: «Авраам учит египтян астрологии» (1665, Венеция, церковь Санта Мария дель Джильо), «Смерть Лукреции» (Сен-Кантен, музей Лесюэра). А. Дзанки (1631 – 1722) работал в Венеции и городах Северной Италии. Среди его заказчиков были представители светской и духовной знати. Современники называли Дзанки «славнейщим живописцем», а признанием его таланта был заказ Скуола Гранде ди Сан Рокко исполнить огромные холсты на сюжет избавления города от чумы 1630 года.

Выставка снабжена аннотациями, в которых излагается история происхождения картины и этапы определения авторства. Она продлится до 20 декабря 2012 года и будет интересна самому широкому кругу любителей искусства.