Питер де Ринг (1615—1660)

«Десерт»

дерево, масло, 37,8 х 30,6 см

42.jpgПосле горячих закусок и небольшого количества вина друзья отправляются в большую залу, где будет подан десерт, во время которого можно обсудить перестройку ратуши, предаться курению и игре в трик-трак…

43.jpgНебольшая картина «Десерт» из фондов Курской картинной галереи, написанная на деревянной доске в XVII веке лейденским живописцем Питером де Рингом, одаренным последователем знаменитого Я.Д. де Хема, всегда являлась одним из украшений нашего собрания. Вертикальный формат, пирамидальная композиция с ясно прочитываемым в центре треугольником – перед нами характерные приемы построения натюрморта, сложившиеся к середине XVII века.

44.gifНа излюбленном темном фоне — ярко освещенные фрукты на нежной блестящей ткани цвета лазури. Фактурные мазки с аккуратной лессировкой, светящийся белый грунт в тенях, тончайшие прописки полутонов и рефлексов — почти осязаемая гроздь винограда и ветка вишни — все это иллюстрирует высочайшее живописное мастерство художника.

45.jpgСтеклянный кубок, поймавший блики от большого голландского окна с внутренними ставнями, утонувшие в полумраке листья, и в свету – прозрачные грозди виноградных ягод, такие же – почти стеклянные – ягоды вишни. Последние определяют начало отсчета в условном пространстве картины, свешиваются со стола, как и вьющаяся спиралью корка лимона.Она оголяет и подчеркивает сочную прозрачную мякоть, будучи написанной для контраста очень фактурно и плотно. Такое общее преувеличение прозрачности в данном случае, вероятно, связано не столько со специфическими свойствамифруктов, сколько с попыткой показать их объединяющую привлекательную сочность. Разная степень прозрачности подчеркнута особо. Вишня, виноград, бокал и даже креветка в своей прозрачности спорят с коркой лимона, драпировками, золотым перстнем, персиками, столешницей.Всегда полные символики голландские натюрморты XVII столетия могли таить в себе целую картину мира. Очищенный лимон и недопитый бокал говорят о присутствии человека, маленькая креветка — о влаге, как об источнике жизни,увядающие листья — о бренности бытия, а золотой перстень — завуалированная подпись-знак Питера де Ринга.