Дейнеки Галерея

К характеристике иконологических мотивов 
богородичной литургики

И.А. Припачкин, 2010 И.А. Припачкин, 2010

В настоящем сообщении мне хотелось бы приблизиться к обобщению иконологических сюжетов, присутствующих в песнопениях Богородичных праздников в честь той или иной чудотворной иконы Богоматери. Сделать это тем более небезынтересно в свете народно-христианских «околоцерковных» представлений, прослеженных в свое время Георгием Федотовым на материале русских духовных стихов [1], а именно убеждений, будто Божия Матерь живет в иконе «за престолом» [2], и Сам Христос сделал Ее первое изображение и установил его почитание [3].

В православных песнопениях, собранных в современных богослужебных минеях, многие общеустоявшиеся интуиции получают необходимую коррекцию.

Действительно именно Христос пребывает у основания богородичной иконописи, а само существование икон Богоматери санкционировано Им как проявление Небесной филантропии. «Слава Тебе, Христе Царю, слава много о нас милосердию, ибо даровал еси икону Твоея Пречистыя Матере, благодати токи нам неоскудно изливающую», – радуется Церковь, величая Иверскую и Феодоровскую иконы Богородицы [4]. «Многобогатным даром» Христа названа икона Богоматери в Службах Богородице «ради Знамения Ея, бывшего в Великом Новгороде» и Феодоровской [5]. Та же мысль еще больше усилена в службе Богоматери в честь иконы «Нечаянная радость»: «Хотяй Спас излияти презельное (зелье – лекарство. – И.П.) богатство благодати на верныя Своя, разсеял есть, яко звезды, сияющие во странах православных, иконы Матери Своея» [6].

Чудотворение богородичных икон также происходит от Христа: иконы Богородицы «причастны» благодати, данной Марии от Бога [7].

По этой причине иконы Богоматери являются объектом сакральности, существенно превосходящей святость ветхозаветного ковчега. При этом параллель проводимая с ковчегом, также подтверждает для Церкви мысль о почитании богородичных икон ангелами. И над последними Церковь снова видит Христа: «законного паче кивота пречистый Твой образ (т.е. Богородицы. – И.П.) неизреченными чудесы и благодатьми Бог украси΄ и прослави и Ангелом почитати того повеле» [8]. Однако не только ангелы научены почитанию Небесным Царем. Уточнение содержит служба Богоматери в честь Ее иконы «Феодоровской», в песнопениях которой под «достоянием» Божиим подразумеваются христиане: «всяка уста да загродятся суесловящих, яко несть достойно чествовать Твою и Пречистыя Матере Твоея икону, Владыко: се бо, прославив сию чудесами, научил еси достояние Твое Тебе и во образе плоти Твоея с Пренепорочною Твоею Материю прославляти и величати» [9].

Наряду с христологическим основанием, богородичная иконопись имеет основание мариологическое: икона Богородицы также дар Самой Марии [10]. «Благодарим Тя, множество икон Твоих чудотворных стране нашей даровавшая», – поется перед Табынской иконой [11]. Мария «озаряет» Своими чудотворными иконами мир, уподобляясь «Звезде Пресветлой» [12].

Пребывание чудотворной благодати в иконах Матери Божией засвидетельствовано непосредственно Ею: «Первее написавшейся иконе Твоей Божественным Евангелистом Лукою… рекла… с сим образом благодать Моя и сила» [13]. Эта «перводанная» благодать не заключена исключительно в иконах св. Луки, ее восприемлют и содержат все образа Богородицы вообще. «И ныне та же благодать истинствует сиянием веры чудес, яко тоя΄ ради первописанныя» – слова из службы Казанской иконе [14]. Может быть очевиднее всего, эта мысль выражена в песнопениях Шуйской-Смоленской иконе: «исполнила еси благодати… икону Твою начальную, святым Лукою Евангелистом первописанную. Оттоле же благим обычаем Своим не престаеши и иныя изображения пречистаго лика Твоего, людьми Богоугодными писанныя, тояжде приобщати силы благодатныя, в чудесех и знамениих от них являющи ю» [15].

В службе Богородице «ради» Ее Донской иконы примечательную интерпретацию имеет тропарь праздника Успения, слова: «… во Успении мира не оставила еси, Богородица… и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша». Свидетельством пребывания Богоматери в мире и молитвенного заступничества «во Успении», согласно стихирам «Донской» Богородице оказывается Ее икона [16].

Во множестве гимнов и славословий Православной Церкви Богородица, а в иных случаях и Христос условно отождествляются со своими иконами. Господь Иисус и Богоматерь как бы таинственно пребывают в них, через них обнаруживают свое присутствие и действие: входят в храмы, монастыри, города, страны, вообще дольнее пространство. Фразеологические примеры: «иконою Своею обитати зде изволившая» [17], «Радуется Афон, ликовствует обитель Иверская, торжествует и вся страна Российская: Божия бо Матерь чудотворным Своим образом милостивно нас посетила есть…» [18], «явление Божественныя Девы иконы сказует Царице пришествие во спасение всех верных» [19], «Приидите, вернии, Божественное к нам Богородицы празднуем пришествие Ея святою иконою, сего бо Владычица наша посети нас» [20], «грядет Царица Своим образом честным» [21], «сице покровительствуемый Тобою град.., приемля во пределы своя всечестный образ Твой и с ним богатство Небесных дарований, аки Самую Тебе и с Превечным Сыном Твоим приемлет» [22], «Творец всех и Создатель… образом Своим Божественным и Твоим, Дево, днесь, чудоносным преславно прииде, на руку Твоею, Чистая носим» [23].

Возможно, подобная интуиция предопределила еще один смысловой аспект богородичных икон. Они – символы небесного избранничества тех, кто ими наделен, знамения Горнего Царства, его явления, преображающего земную реальность. «Храм Твой, Дево, яко рай другий (второй. – И.П.) показася ныне, яко древо жизни имея икону красоты Твоея». Так сказано об Иверской иконе в Москве [24]. Феодоровская икона именуется «Небесной зарей» Небесного Иерусалима; под Иерусалимом подразумевается Церковь [25]. Владимирская икона Богоматери для Москвы подобна духовно-царским облачениям – «порфире и виссону, червленой хламиде», она символ града первенствующего в православной ойкумене, т.е. столичного города [26]. Те же образы царских одежд встречаем в связи с Казанской иконой Богоматери: «яко порфирою царскою и висом» ею украшается Церковь [27]. Тихвинская икона Богоматери выступает знаком богоизбранности Русской земли в целом, ибо никакая другая страна не одарена такой святыней: «превыше всех стран Российская земля почтеся от Вышняго промышления, ибо та, а не ина Его благодатию сподобися сию (Тихвинскую. – И.П.) прияти икону Богоматере, яко небесный дар светолучный, преславно Богом свыше посланный» [28].

Иконы Богоматери лучшее «богатство» монастырей и городов, «богатство священное» [29], «царская утварь» [30], «украшение», сравнимое с «пресветлым солнцем» [31], «слава», «источник утешения», «исцелений сокровище» [32], «врачевство всему миру духовное» [33], «исцеление болезней, отгнание же страстей и душепитательное спасение, грехов прощение и вечное избавление» [34], «омовение омраченных сердец», «страстей прогнание», «светильник, просвещающий души Божественной благодатью» [35], «покров и защита», «необоримая стена», «нерушимое забрало» [36]; «Царица Небесная грядет Сама на супостаты и чудотворную икону, яко щит несокрушим, противу злочестивых поставляет» [37].

Иконы Богоматери – то средостение, которое притягивает к себе всех, исповедующих православную веру – «верных соборы». «Архиереев сословие и священницы и вси людие, монаси и простии» «созываются» Богородицей для прославления и прошений [38]. Предстоя перед Ее иконами, человек созерцает эталон чистоты, обнаруживающий его греховную помраченность и одновременно оживляющий спасительное чувство покаяния. В молитве Елецкой-Черниговской иконе Богоматери есть такие, к примеру, слова: «Богородице Дево! Вемы, яко недостойни есмы, не точию Твоих дарований причастницы быти, но и очей своих на чудотворный Твой образ возвести, зане души наша грехов исполнены суть».

«Лобызающие» иконы богородицы «душами и телами освящаются» [39], «радостью переполняются» и «делаются страшны врагам» [40].

Иконы Богоматери никогда не остаются без «молитвы людей Божиих», которой они «присно» окружены подобно «крылам Херувимов» [41].

В земном, видимом плане иконы Богоматери окружены живущими. В плане надмирном, незримом – небесными силами и душами праведников: «Ангельские силы обстоят… (Ее) образ невидимо» [42]. «Ангельские Небесные силы Твою святую икону, Богородице Дево, невидимо окружают и боголепно чествуют, видящее на ней всех творца и Господа» [43]. В песнопениях иконе Мирожской Богоматери упоминаются «дуси праведных сущии, зрители бывшее видению преужасному» (т.е. превосходящему обычный порядок вещей. – И.П.) [44].

Вместе с тем в служении Богоматери и Ее иконе, земной и небесный планы не разведены, но взаимно дополняют друг друга. «Твоего образа пришествием… всяческая радости исполнила еси, Вышняя и нижняя Ты совокупила еси», – поется в каноне Федоровской Богородице [45].

«Веселящие сердца» праведных иконы Богоматери страшны демонам, которые «рыдают», «жегоми суще невещественным огнем от святыя иконы Девы Чистая» [46] и «прогоняются» [47].

И завершая, мне хотелось бы привести два случая символического толкования элементов изображения, встречаемых в богородичной литургике.

В песнопениях в честь Шуйской-Смоленской иконы свиток в правой руке Богомладенца интерпретируется как «заключающий» в себе «судьбы человечества», а жест Богоматери, придерживающей стопу левой «шуей» ноги Христа и «молебное преклонение главы» к Нему – как «предстательство» за град Шую, пребывание города в спасительной длани Небесной Владычицы [48]. Там же, восседание Христа на руке Богоматери объясняется как свидетельство особого Его к Ней расположения и взаимной близости, понятое дидактически: «Седяй в славе на Престоле Божества, благоволи, вочеловечився, седете яко Младенец на руку Твоею, о Богомати, сим показуя, яко Ты еси и ближайшее пред Ним предстательство о всех, верно чтущих Тя» [49]. Другой случай касается иконы Богоматери «Утоли моя печали». Здесь, если ссылаться на литийные стихиры службы, свиток является знаком Самой Марии, родившей Христа, Она «свитче Божественный, в немже перстом Божиим написася Слово» [50].

Примечания

1. Федотов Г. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). — М., 1991.

Книга впервые вышла в 1935 году.

2. «Это самое устойчивое представление народных стихов», – пишет Г. Федотов (Федотов Г. Указ. изд. — С. 53).

3. «Спишу Я Твой лик на икону // Поставлю Твой лик за престолом // Во всякой соборной Божьей церкви», «Сам Я Твоему лику помолюся // И Сам к Пресвятой приложуся» (цит. по: Федотов Г. Указ. изд. — С. 51).

4. См., напр.: Служба …. Богородице в память принесения чудотворной Ее иконы Иверской в Москву, на Малой вечерни, на литии стихиры; то же: Служба… ради Феодоровской иконы, на утрени канон, песнь 6.

5. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради Знамения Ея, бывшего в Великом Новгороде, на утрени, ин канон, песнь 4; то же см.: Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради Феодоровския иконы Ея, на утрени, на хвалитех стихиры на 4, глас 1.

6. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради иконы Ея Нечаянная радость, на Великой вечерни, на Господи воззвах, стихиры на 8, ин канон, песнь 4.

7. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице в честь и память явления чудотворной иконы Ея Неопалимыя Купины, на вечерни, на литии стихиры, глас 6, самогласны.

8. Служба … Богородице ради иконы Ее Тихвинской, на утрени, ин канон праздника, песнь 4; о Христе как источнике чудотворной силы иконы см. также: Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице в честь и память явления чудотворной иконы Ея Неопалимыя Купины, на вечерни, на Господи воззвах, стихиры на 8, глас 2.

9. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради Феодоровския иконы Ея, на утрени, канон Богородице, песнь 9.

10. См., напр.: Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради иконы Ея «Млекопитательницы», на Великой вечерни, на стиховне стихиры самогласны, то же см.: Служба… ради Феодоровской иконы.

11. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради иконы Ея Табынская, ина молитва.

12. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради иконы Ея Жировицкой, на утрени, канон, песнь 3.

13. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице в честь и память явления чудотворной иконы Ея Неопалимыя Купины, на вечерни, на литии стихиры, глас 6, самогласны.

14. Служба…ради Казанской иконы, на утрени, ин канон праздника на 8, песнь 3, ин ирмос.

15. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради Шуйския иконы Ея, на Великой вечерни, на стиховне стихиры.

16. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради иконы Ея Донской, ина служба, на утрени, на хвалитех стихиры.

17. См. припевы, исполняемые на св. Афонской горе в праздник Иерусалимской иконы Богоматери.

18. См., напр.: Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице в память принесения чудотворныя Ея иконы Иверския в Москву, на Великой вечерни, на стиховне стихиры, глас 2.

19. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради Казанской иконы Ея, на утрени, песнь 6, ин ирмос тойже.

20. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради иконы Ея «Сладкое лобзание», на Великой вечерни, слава праздника, и ныне, Богородицы, глас 6.

21. Сретение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, яже нарицается «Владимирская», вечер, на литии стихиры, глас 8; то же: Служба… ради Донской иконы, на малой вечерни, на Господи воззвах стихиры.

22. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради Феодоровския иконы Ея, на Великой вечерни, на литии стихиры, глас 8.

23. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради иконы Ея Тихвинския, на утрени, канон, песнь 4; аналог.: Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради иконы Ея Толгской, на Великой вечерни, на литии стихиры.

24. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице в память принесения чудотворныя Ея иконы Иверския в Москву, на утрени, канон Пресвятой Богородице, песнь 5.

25. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради иконы Ея Феодоровския, на утрени, канон, песнь 1.

26. Сретение чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы, яже нарицается «Владимирская», на утрени, канон Богородицы, песнь 7.

27. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради явления Ея чудотворныя иконы во граде Казани, на Велицей вечерни, на Господи воззвах, стихиры.

28. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради иконы Ея Тихвинския, на утрени, на хвалитех стихиры.

29. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради Афонской чудотворной Ея иконы, нарицаемыя Скоропослушница, на вечерни, ины стихиры, глас 4.

30. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради Феодоровския (1614) иконы Ея, на утрени, ин Малой вечерни, на Господи воззвах, стихиры на 4.

31. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради Знамения Ея, бывшего в Великом Новгороде, на утрени, ин канон, песнь 4.

32. См., напр.: Служба Знамения, бывшаго от иконы Пресвятой Владычице нашея Богородицы во граде Пскове, иже над Мирожею рекою, во обители Святого Спаса, на вечерни, на Господи воззвах, стихиры на 8, глас 4.

33. Служба… ради Казанской иконы, на утрени, на полиелеи седален; то же см.: Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради иконы Ея Смоленской, на утрени, по полиелеи седален.

34. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради Казанской иконы Ея, на утрени, песнь 6, ин ирмос тойже.

35. См., напр.: Служба Знамения, бывшаго от иконы Пресвятой Владычице нашея Богородицы во граде Пскове, иже над Мирожею рекою, во обители Святого Спаса, на вечерни, на Господи воззвах, стихиры на 8, глас 4.

36. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради Знамения Ея, бывшего в Великом Новгороде, на утрени, ин канон, песнь 8.

37. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради иконы Ея Донской, на Великой вечерни, на стиховне стихиры.

38. Служба…ради Казанской иконы, на Великой вечерни, на литии стихиры.

39. Служба… ради Казанской иконы, на утрени, песнь 4, ин ирмос тойже.

40. См., напр.: Служба Знамения, бывшаго от иконы Пресвятой Владычице нашея Богородицы во граде Пскове, иже над Мирожею рекою, во обители Святого Спаса, на вечерни, на стиховне стихиры, глас 8.

41. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради иконы Ея Елецкия, яже в Харькове, на утрени, канон праздника, песнь 3.

42. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице в честь и память явления чудотворной иконы Ея Неопалимыя Купины, на вечерни, на стиховне стихиры, глас 6.

43. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради иконы Ея «Млекопитательницы», на Малой вечерни, на Господи воззвах, стихиры на 4, то же Тихвинской иконе.

44. См., напр.: Служба Знамения, бывшаго от иконы Пресвятой Владычице нашея Богородицы во граде Пскове, иже над Мирожею рекою, во обители Святого Спаса, на вечерни, на Господи воззвах, стихиры на 8, глас 8.

45. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради иконы Ея Феодоровския на утрени, канон, песнь 3.

46. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради иконы Ея Коневской, на утрени, канон, песнь 6.

47. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради иконы Ея Любечская, на утрени, по 1-м стихословии седален.

48. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради Шуйския иконы Ея, на Великой вечерни, на литии стихиры.

49. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради Шуйския иконы Ея, на утрени, ин канон праздника, песнь 4.

50. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице ради иконы Ея «Утоли моя печали», на Великой вечерни, на литии стихиры.

Галерея в социальных сетях