Дейнеки Галерея

ОКНА / Живопись XIX – XX веков из собрания галереи

С 17 октября до конца года

Это выставка живописи и «о живописи». Выражение «окно в мир» с давних пор стало метафорой для обозначения самого искусства живописи. Уподобление картины окну в реальный мир принадлежит итальянскому гуманисту и архитектору XV столетия Л.Б. Альберти. Изображение распахнутого или закрытого окна широко используется в европейской художественной традиции, а сам образ – в обозначении всего нового, что мы можем открыть для себя: от «окна в Европу» до “Windows”.

Светлый или тёмный, распахнутый или закрытый оконный проем не выходит из обихода живописцев многие века. В картинах XV – XVII вв. окно нередко служило границей реального и «горнего» мира. К XIX столетию сакральная символика уходит из живописи, но персонаж у окна, всматривающийся в неведомые дали, – постоянный герой картин романтической школы. Окно в картинах художников-романтиков – призыв покинуть пределы, у живописцев реалистического направления – элемент достоверной характеристики «сцены из домашней жизни». Достаточно посмотреть на «Семейный портрет» или «Возвращение блудной дочери в родительский дом» русских живописцев середины XIX в.

Возможность одновременного показа того, что происходит «внутри» и «снаружи» привлекала живописцев. Подобное решение – сцена в интерьере с окном, из которого льется свет и за которым разворачивается пейзаж – присутствует в работах Е.М. Чепцова «В мастерской художника», А.В. Моравова «Подсчет трудодней», Ю.А. Епишина «Новоселье», С.А. Антонова «Клоун в Костроме». Использование одного и того же мотива в каждом случае приводит к совершенно иным содержательным коннотациям.

Окно, изображенное в картине, позволяет объединять разные жанры, обогащая возможности каждого. Мы видим портрет на фоне пейзажа («Автопортрет» И.А. Попова), натюрморт и пейзаж («Зима и цветы» Б.Ф. Домашникова), ню («Натурщица» А.А. Дейнеки), жанровую сцену («Маленькие купальщики Ю.М. Ракши).

Взгляд «из окна» художников разных эпох по-разному определяет границы мирозданья: крыши соседних домов (В.И. Суриков «Крыши зимой»), или безграничная синева звездного неба (Н.Е. Евдокимов «Кумыс зреет»). Однажды названная «окном в мир», картина по-прежнему соответствует своей миссии: расширять пространство, увлекать вдаль, «открывать в новом окне» нечто новое и непривычное.