Дейнеки Галерея

ВЫХОДВХОД / Владимир Наумов: ЖИВОПИСЬ. ГРАФИКА

с 24 января до весны 2017 года

Выставка знакомит с произведениями художника, выполненными в 2015 — 2016гг.: двадцать четыре живописные работы, девять акварелей, инсталляция «Мираж» дополнены двумя объектами, которые представляют основную «специальность» художника.

В.М. Наумов. В тениХолст, акрил, сусальное серебро 65х65, 2016

Владимир Михайлович Наумов (род. 1947) – ювелир, эмальер. Его имя и работы известны давно и далеко за пределами нашей страны. Произведения художника хранятся в Государственном Эрмитаже (Петербург), Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно» (Москва), Музеях Московского Кремля, российских и зарубежных музеях и частных коллекциях. В списке выставок Владимира Наумова (выставляется с 1974 года) – международные биеннале эмали и ювелирного искусства (в составе группы и персональные) в Лиможе, Эрфурте, Гамбурге, Токио, Москве. В последнее десятилетие к сфере интересов мастера добавилась реставрация старинных ювелирных изделий в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа.

Художнику свойственно стремление расширять привычные представления о смысле и предназначении ювелирного искусства. «Классика жанра» – подвески, броши, кольца – в исполнении В. Наумова существенно отличается от того, что обычно понимается под словом «украшения». Ювелирные (с точки зрения материалов и технических приёмов) композиции с витражной эмалью своим масштабом, пластикой и характером взаимодействия с пространством близки, скорее, к скульптуре. Прозрачные цветные смальты «на просвет» в объектах художника заставляют вспоминать старинные витражи, но никак не серьги и браслеты.

ВЫХОДВХОД – третья персональная выставка Владимира Наумова в залах Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки. Как и на двух предыдущих (2000 – «Осенняя сессия» (совместно с Верой Наумовой), 2002 – «Квадраты Наумова»), здесь экспонируется живопись и графика. Оба вида искусства для художника – повод для поисков и экспериментов на тему границ фигуративности и, собственно, границ видовых: фактура живописных произведений, использование папье-маше делает картины Наумова похожими, скорее, на рельефы. Название выставки также указывает на границы и преграды. Слова «вход» и «выход» привычно маркируют зону перехода: пространственного (из дома на улицу, а может быть, обратно) или стадиального (выходят из возраста, или входят в пору, выходят из себя и т.п.).

В.М. Наумов. Реконструкция IIIПапье маше, акрил, 75х75, 2015

В действительности, в эти работы нужно «войти»: поначалу мнимо абстрактная композиция при более длительном рассмотрении открывается, ты видишь старый двор, дома на пригорке, уходящие вверх многоэтажки (всё зависит от фантазии, желания увидеть и собственного зрительного опыта). Выставка, как будто бы, ещё и про архитектуру. Это читается как в названиях работ – «Окраина», «Самозастрой», «Стройка», «Башня», «Мост», «Реконструкция» – так и в урбанистических мотивах самих композиций. Изображенные в картинах каркасы, металлические фермы и решетки возвращают к стилистике работ Наумова—ювелира с их архитектонической структурой и динамикой.

Выставка «ВЫХОДВХОД» продлится до конца февраля. Она будет интересна любителям изобразительного искусства.