Дейнеки Галерея

ЛИКИ ТВОРЧЕСТВА. Русская живопись, скульптура второй половины XVIII - начала XX вв.

25 января 2011 — 26 сентября 2011

Выставка «Лики творчества» знакомит зрителя с произведениями русской школы от середины XVIII до начала ХХ века из фондов галереи. Наряду с работами известных мастеров, здесь экспонируются картины живописцев «второго ряда», составлявших общий фон развития отечественного искусства. Анонимность этих работ не свидетельствует об их незначительности.

Название выставки взято у Максимилиана Волошина, давшего это имя сборникам своих эссе, посвящённых изобразительному искусству разных эпох. Мотив заимствования прост: зрителю предлагается внимательно и вдумчиво рассматривать работы русской школы, всегда отличавшейся «многоликостью».

Живопись XVIII столетия представлена жанром портрета, которому в этом веке принадлежало первенство. «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» восходит к коронационному портрету, выполненному А. Антроповым. Камерный вариант портрета этого же столетия в «Неизвестной в голубом» Ф. Рокотова и в «Потрете Сукиной» русского последователя Пьетро Ротари.

Искусство первой половины XIX века обозначено в экспозиции ранним жанром и эскизами академических программ. Приписываемая В. Боровиковскому картина «Иов и его друзья» – характерный пример трактовки библейского сюжета в живописи конца XVIII века. Композиция И. Лучанинова «Возвращение ратника-ополченца в родительский дом» пользовалась чрезвычайной популярностью и воспроизводилась в гравюрах, шпалерах и фарфоре. Лучанинов в истории русского искусства остался автором двух картин. Представленная картина Ф. Бронникова «Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне» – эскиз к академической программе, за которую художник в 1852 году получил малую золотую медаль. «Бегство Святого Семейства во Египет» А. Бейдемана в свою очередь было удостоено малой золотой медали в 1853 году.

Работы русских живописцев второй половины XIX – начала XX века иллюстрируют многообразие поисков и художественных решений, что заставляет ещё раз признать невозможность свести к одному направлению или «амплуа» творчество живописцев, чья репутация в русском искусстве кажется устоявшейся. В этюде В. Шварца «Крестьянский дворик» обнаруживается явное воздействие импрессионистических принципов: кадрированная композиция, широкая и свободная манера письма, а картина А. Куинджи «Закат» кажется одним из первых произведений беспредметной живописи. В. Маковский в работе «Пьянчужка» не только создаёт типичный для передвижников и узнаваемый социальный образ, но собственную вариацию на тему, чрезвычайно любимую голландскими мастерами XVII века «Весёлый бражник». Работы С. Жуковского, Р. Фалька, А. Моргунова, П. Кузнецова, входивших в объединения «Союз русских художников», «Бубновый валет», и «Голубая роза» завершают экспозицию.