Дейнеки Галерея

ВОЙНА И МИР

16 апреля 2010 — 16 мая 2010

Выставка «Война и мир» – это попытка представить российский мир второй половины ХХ – начала XXI века средствами и формами, присущими художественному музею. 65 лет без объявления войны, но в окружении войны – так можно охарактеризовать одну из основных идей показа. Выбор экспонатов подразумевает антитезу двух состояний, присущих человечеству. Войне как гиперактивному действию, несущему разрушение, насилие, смерть и ужас, противопоставлен мир как покой, созидание, красота и вдохновение, но и безразличие и животный биологизм. Устроители выставки позволили себе напомнить о драмах Вьетнама, Сербии и Ирака, использовав их в качестве «обрамления» мирной повседневности советского и постсоветского человека, «фона» жизни с ее трудами и заботами, созерцательными размышлениями и творческими порывами, впрочем, и малоприглядными проявлениями тоже.

Принципиально заявленное различие состояний войны и мира предопределило почти соблюденную двойственность приемов их демонстрации. В одном случае это насыщенные движением, сменой кадров и звуков мультимедийные инсталляции, в другом – «неподвижные» картины и скульптуры. Среди авторов известные имена: Юрий Пименов, Андрей Гончаров, Евсей Моисеенко, Виктор Попков, Елена Романова, Петр Оссовский.

Многие полотна выглядят очень неожиданно в заданном контексте. Вместе с тем, особенность выставки не только в порядке следования произведений, их сюжетном и жанровом чередовании. Большинство работ демонстрируется в Курске впервые. В частности, это живопись и объекты Элеоноры Жареновой, Игоря Пчельникова, Владимира Наумова, Бориса Успенского, Олега Гостева, Татьяны Федоровой, Александра Сытова, Виталия Майбороды, скульптура Лео Ланкинена.

Может показаться, что выставка идеологизирована. С этим следует согласиться, но только в одном единственном смысле. Идеология здесь – гуманизм. Вообще же выставка призвана не столько рассказывать-свидетельствовать, пропагандировать-обличать, сколько приближать к вопросам о смысле и формах жизни, поисках себя на пространствах прошлого и настоящего, своего и чужого, о границах нравственного и безнравственного, любви и ненависти. В конечном итоге именно они сейчас представляются существенными.