Дейнеки Галерея

МЫ ПИСАЛИ НАТЮРМОРТ

с 6 марта по 20 августа 2012 г.

Выставка предлагает вниманию зрителей пилотную серию из цикла учебно-популярных фильмов «Как создается картина», задуманных Курской картинной галерей им. А.А. Дейнеки в образовательных целях. Первый фильм рассказывает о классическом трехслойном методе письма, близком живописи старых мастеров голландской школы. На примере картины «Натюрморт с сыром» последовательно раскрываются этапы работы живописца – от натяжки холста на подрамник, до покрытия картины лаком.

В то же время, подобная экспозиция – это повод поговорить о жанре натюрморта, о символике голландских «десертов» и «неприбранных столов», о живописных особенностях харлемской школы XVII века, об известных именах и новых атрибуциях.

В голландском и английском языках название жанра буквально означает «тихая жизнь». Жизнь вещей, впрочем, способна передать множество громких подробностей об образе жизни людей и стиле искусства определённой эпохи. Помимо этого, натюрморт как никакой иной жанр сохраняет привязанность к языку иносказаний и символов, отчего букет в вазе воспринимается не только в своей прекрасной данности, но и с библейской аллюзией: «Жизнь человека подобна цветку», а беспорядок на неприбранном столе оказывается знаком душевного непорядка.

Своё классическое развитие жанр получил в голландской живописи XVII столетия. В разнообразии решений натюрмортов, равно как и в технике многослойной масляной живописи, её создатели – нидерландские мастера – не знали соперников. В некоторых центрах Голландии складываются специфические разновидности натюрморта. В Харлеме создаются роскошные «Десерты» с золотой утварью и фруктами, но, в то же время – и скромные тональные натюрморты с постной едой горожанина. В Гааге пишут рыбные натюрморты из диковинных морских гадов. В Утрехте – цветы, в сытом Амстердаме – изысканные «Завтраки», а в университетском Лейдене предпочитают натюрморты с атрибутами искусств или человеческим черепом — т.н. «Vanitas» (лат., «суета, тщеславие»).

Курская картинная галерея обладает небольшой, но довольно интересной коллекцией натюрмортов. Живописные достоинства этих работ даже при больших пробелах в сведениях о художнике, позволяют относить их к шедеврам собрания.