Дейнеки Галерея

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

С 4 октября по 30 ноября 2013 г.

На выставке «Между прошлым и будущим» представлены работы выдающегося Роберта Фалька в окружении произведений столь же выдающихся современников, непосредственных учеников и живописцев, находившихся под обаянием его творчества: И. Машкова, А. Лентулова, А. Куприна, А. Моргунова, А. Осмеркина, М. Сарьяна, К. Истомина, Н. Удальцовой, Н. Ромадина, С. Чуйкова, Е. Малеиной, П. Никонова, В. Попкова, Э. Браговского.

Роберт Фальк родися 15 (27) октября 1886 в Москве в семье юриста. Учился в частных студиях К. Юона и И. Машкова, затем в Московском училище живописи у К. Коровина и В. Серова, у которых получил великолепную техническую подготовку. Он в высокой мере овладел школой реалистичекого рисунка, композиционной логики, колористической гармонии.Объединение «Бубновый валет», в которое Фальк входил в 1910-е, было одним из ярчайших в Московской школе начала прошлого века. Вместе с Фальком постоянное ядро группы составляли И. Машков, А. Лентулов и А. Куприн и П. Кончаловский. В раннем творчестве они ориентировались на опыты Сезанна и фовизма, городской фольклор, трактирную вывеску и лубок. В работах «валетов» чувствовался пугающий публику напор жизненных сил, восторг перед красотой мира, стремление найти новый живописный язык, который сумел бы точно передать ощущение действительности тех лет, ее порывов и мечтаний. В 1912 А. Бенуа выразил свои впечатления от творений молодежи следующим образом: «Нынешние страшилы со временем станут классиками». Так и произошло. Крайности отпали, а обновление средств художественной выразительности было достигнуто.В 1910-е, как и его товарищи, Фальк, добиваясь объемности формы, писал угловатыми пятнами насыщенного цвета: «В этот период я любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской». Но даже в рискованных его экспериментах чувствовалось влечение художника к гармоничности и ясности образно-пластических решений.Это стремление в полной мере раскрылось в его искусстве конца 1920-х – 1950-х. Под влиянием французской живописи XIX столетия и особенно чтимого Фальком Рембрандта его манера существенно меняется. Живопись его внешне скромна, лишена эффектности, но от зрителя она требует сосредоточенности, чтобы проникнуть в скрытую жизнь созерцательных образов художника, точнее – в его духовный мир. Художник делает акцент на замкнутости и камерности, окутывая фигуры и предметы мягко мерцающим свето-цветом.Один из самых значительных периодов творчества Фалька приходится на время зарубежной командировки. В 1928 он, декан живописного факультета ВХУТЕИНа, поехал во Францию «для изучения классического наследия». Почти десять лет Фальк работал в Париже, совершил поездки на Корсику, в Бретань, Прованс, Нормандию, устроил несколько персональных выставок в различных галереях французской столицы. Поддерживал отношения с Х. Сутиным, М. Ларионовым и И. Пуни.В Париже, в посольстве СССР художник познакомился и сдружился с летчиком А. Юмашевым, при помощи которого получил по возвращении в Москву мастерскую в знаменитом Доме Перцова, где и жил до конца жизни.В 1937-м Фальк попал не в ту страну, которую покинул в 1928-м, борьба с формализмом насильно встраивала художников в нужные власти рамки. Его искусство, далекое от «коллективного и общего», не вписывалось в магистральный процесс. В 1940-х он был заклеймен как формалист и лишен возможности участвовать в выставках. Одна из учениц мастера говорила о нем: «Удивительная была его жизнь, без суеты, без зависти, без позы, истинная жизнь художника»Второе открытие Фалька для публики состоялось в 1963 на выставке, посвященной тридцатилетию МОССХа. В середине 1960-х имя Фалька было окончательно реабилитировано несколькими персональными выставками и появившимися публикациями.Жизнь Фалька была бы более беспросветной, если бы рядом не было жены и друга, Ангелины Васильевны Щекин-Кротовой, которая хранила его работы и популяризировала его творчество. Представленные на выставке произведения Роберта Фалька происходят из этого источника.