Петр Петрович Кончаловский (1876 - 1956)

«Натюрморт с красным подносом» Первая половина 1910-х

Холст, масло 66.8 х 88.5

«Натюрморт с красным подносом» из собрания Курской галереи очень узнаваем и может считаться классическим для Петра Кончаловского начала 1910-х годов. Как и во многих других вещах периода «Бубнового валета», в «Натюрморте» художник удивительно легко сочетает модернистский тип художественного мышления, отсылающий нас к Сезанну и французским фовистам, с культурой русского народного примитива: лубка и ярмарочной вывески.
Жостовский поднос, несколько ваз, чайник и чашка стоят оформленной группой у дальнего края стола, большая часть которого обрезана рамой картины. Пространство ограничено уже у второго плана, где ярко-красным, чуть не во всю стену пятном изображен поднос. Движение вглубь останавливается на его огненной плоскости и, отражаясь от нее, получает обратное направление. Оно же указано диагональю: ваза – чайник – чашка. Эти милые обитатели всякой столовой расставлены так, что уменьшаются по мере приближения к первому плану, как бы в подражание обратной перспективе. Их ясные, открытые цвета не только не могут противостоять «обжигающему» цвету подноса, но как бы сторонятся его, причем, в привычной последовательности перспективного удаления цвета от красного: палевый, в тенях близкий к коричневому, зеленый и синий.
Глубина пространства совсем невелика и картина тяготеет к двухмерности. Угол «стена – стол» не только не кажется прямым, но развернут настолько, что ничего не стоит забыть о нем, вовсе не замечать и видеть лишь разделенную разноцветными полосами плоскость. Чайник, чашка, вазы с рваными абрисами словно боятся показаться объемными, и, тем самым, ввести зрителя в заблуждение, относительно своей «ненастоящести». Они написаны нарочито ненатурально и больше похожи на вырезанные из картона и раскрашенные шахматные фигуры, выстроенные в игровой ситуации на настенной доске.
Интригующе сделана роспись зеркала подноса. С эффектом, будто на подносе пророс букет цветов. Представляется, что букет стоит на подносе и может соскользнуть вниз. И это маленькое открытие, ради спасения ситуации, порождает оптическую игру бесконечной смены горизонтальной и вертикальной плоскостей – чудесное качание.