Дейнеки Галерея

Александр Дейнека (1899 - 1969)

«Сухие листья» 1933

Холст, масло 66 х 61.5

Осень. Солнечные лучи уже достигают северной стороны дома, просачиваются на подоконник и скрываются за облаками. Со двора доносится запах яблок, сена, еще чего-то, знакомого с детства. Упавший с дерева лист подхвачен движением воздуха и на секунду застыл, ветер приносит прохладу, смешанную с дождем, шуршит сухим букетом, трогает занавеску, ударяет друг об друга стебли, перебирает листья и затихает…
По впечатлениям поездки в Курск в 1933 году А.Дейнека пишет натюрморт «Сухие листья», ныне находящийся в собрании картинной галереи. Сильные напластования краски, притирки по-сухому, царапанье черенком кисти по невысохшим слоям, почти чистый грунт, торцевание, матовость поверхности — все это собрано в «Сухих листьях» и говорит о блестящем умении А.Дейнеки достигать максимальных эффектов не сложностью, но многообразием средств. В этом декоративном, в большой степени чисто композиционном, фактически — «формальном» натюрморте ярко проявилось взятое у В.Фаворского искусство контрастов. Совершенно плоская драпировка грязновато-зеленого цвета обеспечила легкое решение формы горшочка, высветив его звенящий цвет красной охры. На таком фоне даже графичный букет приобрел объем, ритмически выстроенные стебли подчеркнуты тяжелым несуразным белым пятном сухого листа. Темная, теплая, тяжелая плоскость условных штор приоткрывают светлое, холодное, легкое пространство условного неба. Застывший в воздухе сухой лист противопоставлен полету птицы, тонкая почти черная полоса подоконника выявила много воздуха.
Предельная ясность композиции, ее аккуратная выстроенность, предполагает условные схемы членения плоскости на перпендикуляры и диагонали. Даже в виде негатива изображение не теряет убедительности и цельности. Активно используется прием светлого на темном и темного на светлом. Здесь как на невидимых глазу весах все элементы поставлены в зависимость друг от друга, они притягиваются и отталкиваются, балансируют на грани движения и покоя.
Подобные работы А.Дейнеки наглядно раскрывают тот новаторский дух исканий, который выделял художника из целого ряда замечательных мастеров его времени. Благодаря особому видению натуры, техническим и живописным приемам имя этого художника по праву входит в классику мирового искусства.