Выставка: Голова
Реставрация
Шедевр собрания
Книги
Фильмы
Публикации

Выставка: Голова

Выставка: Голова

Выставка: Голова

Голова – это «главное», как ни посмотри. Это важный элемент узнавания в нашем сознании и подсознании. Глядя на большую картину, прежде чем наш взгляд отправится по спокойным линиям созерцания, которые создал для нас художник, прежде чем наш взгляд потечет по складкам одежд, ярким бликам, светлым зонам, прежде, чем его увлекут жесты персонажей, вязь орнаментов и декоративные пятна одежд, наш взгляд выхватит лица, мозг попытается считать эмоции – схема понимания, основанная на опыте индивидуума в общественной среде. Голова и лицо узнаются и вычленяются умозрительно на основе, казалось бы, неподходящих форм и объектов – нам мерещится чей-то профиль в рисунке облака, два ярких уголька достраивают в нашем воображении лицо, нам достаточно нескольких линий, чтобы смайлик превратился в грустную рожицу. Это настолько устойчивая пластическая форма, что наш мозг часто видит её там, где еще не видит глаз.

Экспозиция на примере графики и скульптуры касается темы головы и лица, а значит — портрета. Мы попытались проследить эволюцию этого жанра от старинных гравюр и офортов, от ученического академизма, от «махрового» реализма до образного понимания портретируемой модели, до современных рисунков, гротескных, даже карикатурных опытов. На выставке представлены произведения Ж.Вилле, Т.Райта, О.Кипренского, И.Репина, В.Серова, Б.Кустодиева, Р.Фалька, А.Любимова, В.Шуклина и др., из собрания курской картинной галереи, выполненные в разных графических техниках: карандаш, тушь, перо, сангина уголь, акварель. Произведения В.Клыкова, Р.Трегуб, В.Губко и др. – примеры объемного воплощения аналогичной идеи в скульптуре – в мраморе, гипсе, дереве, стекле, бронзе.

В качестве особенной ремарки к заявленной теме галерея предлагает два фильма. Первый — о том, как «мы рисовали автопортрет» в технике тушь, перо. Это вторая часть серии «Как создается картина», посвященная графике. Второй фильм – об особенностях восприятия головы и лица, об обманах зрения, где нашим сознанием управляет мозг, не глаза.

На наш взгляд выставка должна быть интересна широкому кругу зрителей, поскольку охватывает различные взгляды на заявленную тему – от методики рисования человеческой головы, от техники и технологии до образа и философского понимания идеи портрета, как отражения внутреннего мира персонажа и, отчасти, самого художника.

Возврат к списку