Выставка: Это не Малевич
Реставрация
Шедевр собрания
Книги
Фильмы
Публикации

Выставка: Это не Малевич

Выставка: Это не Малевич

Выставка: Это не Малевич

О «Черном квадрате» Малевича уже целый век спорят на страницах научных изданий, в «желтой прессе», на выставках, в телепередачах, на кухнях, а теперь — и в интернете. Эти споры будоражат умы профессионалов, любителей и дилетантов.

Выставка «Это не Малевич» приурочена ко дню рождения автора «Черного квадрата». Казимира Севериновича Малевича (23.02.1878 — 15.05.1935). Он прожил в Курске на ул.Почтовой в общей сложности около десяти лет, венчался и крестил детей в Курском римско-католическом приходском костеле, организовал художественный кружок, работал чертежником в Управлении Курско-Московской железной дороги, трижды пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, выставлялся во 2-ой Женской гимназии и хотя в курских собраниях нет его работ, мы считаем, что говорить о Малевиче возможно и даже необходимо.

Однако, на наш взгляд, интересен не сам Малевич и даже не его работы, а его высказывания и тексты о теории цвета и света, о принципах построения композиции, о правилах основных геометрических форм. При этом его картины интересны, прежде всего, как иллюстрации этих теорий. Зачастую, перед нами перевод известных «секретов» старых мастеров в упрощенное математическое русло. Это означает, что в основе любой хорошей картины, в основе любого шедевра классической школы, в основе любого реалистического живописного произведения лежат те самые абстрактные схемы супрематизма, которые можно встретить на работах Казимира Малевича. Вернее, картины Малевича и есть те самые схемы. Он считал, что создает новое искусство нового времени, но по сути, предлагал скелеты старого.

nemal2.jpg

Так и мы, с оглядкой на Малевича, снова анатомизируем ряд произведений нашего собрания, предлагая взглянуть на суть их композиционного, живописного, пространственного построения глазами художника начала 20 века, глазами супрематиста, глазами Казимира Малевича. Для этого рядом с каждой работой нашей коллекции на выставке экспонируется её «двойник», картина, выполненная по той же схеме и исполненная в стиле Малевича. Эти «двойники», на наш взгляд, призваны помочь лучше понять простоту замысла художника классической школы, раскрыть секреты его удачи, успех иллюзии, определить механизмы построения пространства, подчеркнуть сложность и неповторимость колорита каждого произведения и т.д. Своих «двойников» получили 12 живописных и 10 графических работ. Федерико Бароччи, Питер де Ринг, Федор Толстой, Вячеслав Шварц, Алексей Боголюбов, Илья Репин, Юлий Клевер, Микола Пимоненко, Константин Коровин, Ефим Чепцов, Игорь Грабарь, Александр Дейнека, Владимир Мойсейкин (работа выставляется после реставрации впервые с 1960-го года) — художники разных периодов и школ, однако на фоне Малевича их приверженность реалистической традиции сообщает им небывалое сходство, предлагая поговорить о преемственности и развитии изобразительного искусства в целом.

nemal3.jpg

На выставке экспонируется также вольная копия самой известной картины Малевича «Черный квадрат». Что думают пользователи сети Интернет об этой картине можно прочитать при входе в экспозиционный зал. И конечно, мы со своей стороны предлагаем зрителю собственный вариант ответа на вопрос — что же все-таки такое «Черный квадрат»? Кстати, впервые прообраз «Черного квадрата» появился ровно сто лет назад в 1913 году как фрагмент оформления занавеса к опере «Победа над солнцем» (музыка М.В.Матюшина, текст А.Е.Крученых и В.В.Хлебникова) – не трудно догадаться, что это был некий трагикомический бурлеск о крушении старого мира и рождении нового.

Возврат к списку