Выставка: Княгиня
Реставрация
Шедевр собрания
Книги
Фильмы
Публикации

Выставка: Княгиня

Выставка: Княгиня

Выставка: Княгиня

Работает: с 29 декабря 2021 года по 29 мая 2022 года
Адрес: г. Курск, ул. Радищева, 85, выставочный зал Курской картинной галереи им. А.А. Дейнеки
Телефон: 58-55-91

Уважаемые гости, вход в галерею возможен исключительно после предъявления QR-кода c информацией о вакцинации против коронавируса или перенесенном COVID-19 и паспорта.

Билет можно приобрести онлайн по ссылке ниже

Txk6kGC9d8w.jpg

Пушкинская карта действует. При покупке билета, пожалуйста, выберите категорию «Льготный билет». Билет дает права осмотра всех выставок

Эта небольшая выставка соединяет экспонаты Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим» (Истра, Московская область) и Курской государственной картинной галереи им. А. А. Дейнеки, некогда находившиеся в одном собрании во дворце князей Барятинских «Марьино». Привезенный из Нового Иерусалима «Портрет княгини Марии Фёдоровны Барятинской с дочерью Ольгой» работы французского живописца Робера Лефевра (1755—1830) заслуживает внимания как образец парадного портрета первой четверти XIX века. Портретист и исторический живописец Р. Лефевр оставил немалое живописное наследие. Он писал официальные портреты Наполеона, Людовика XVIII и Карла X, сумев сохранить звание придворного живописца при Консульстве генерала Бонапарта и при Реставрации Бурбонов. В многочисленных заказных портретах европейской знати Лефевр сочетал комплиментарное портретное сходство с прозаической точностью в изображении регалий и костюма.

Княгиня-1-min.jpgМария Барятинская – в девичестве Мария Вильгельмина Луиза фон Келлер (1792—1858) была дочерью прусского дипломата графа Доротея Людвига Кристофора фон Келлера и Амалии Луизы Сайн Виттгенштейн (сестры российского фельдмаршала П. Х. Сайн Виттгенштейна). В 1813 году она стала женой русского посланника при баварском дворе князя Ивана Ивановича Барятинского (1772—1825). Выйдя в отставку, князь озаботился строительством подобающей резиденции для растущей семьи. Пока в селе Ивановском строился дворец (в честь княгини названный «Марьиным»), Барятинские путешествовали по Европе. Пятилетние переезды имели и практическую цель: снабдить усадебный дом необходимым и наилучшим из возможного. В Германии приобретались книги и механизмы, в Италии – мраморы и картины, во Франции – шелка для обивки стен, ковры, произведения искусства. Портрет М. Ф. Барятинской был выполнен в Париже в 1817 году по заказу князя. Примечательно, что княгиня в портрете одета в «русское платье», фасон которого стилизован в согласии с модой во второго десятилетия XIX века. Программа портрета, в котором модель позирует в расшитом золотом бархатном сарафане и кокошнике с фатой, как кажется, могла принадлежать самому заказчику, для которого манифестация русской идеи была важна.

Княгиня-3-min.jpgПортрет М.Ф. Барятинской на выставке дополняют экспонаты, имеющие прямое отношение к дворцу в Ивановском. На протяжении всего XIX века в «Марьино» князей Барятинских сформировалась крупная художественная коллекция: картины, гравюры, статуи и драгоценные антики. В 1918 году большая часть собрания была увезена в Москву и вскоре разошлась по музеям, столичным и провинциальным. Три гризайли с амурами и путти – это всё, что осталось от декоративной живописи, украшавшей потолки и стены марьинского дворца в первые десятилетия его существования. Обширный цикл выполнен между 1821—1823 А. О Бруни с помощниками. Две картины итальянской школы – «Святое Семейство» и «Встреча Марии с Елизаветой» – при жизни Марии Фёдоровны находились в её петербургском доме и позднее были перевезены в курский дворец.

Мария Фёдоровна Барятинская не скрыта в тени своих знаменитых родственников. Рано овдовев, она взяла на себя управление имениями и воспитание семерых детей. В зрелые годы княгиня была известна своим благочестием и благотворительной деятельностью. В Петербурге она на собственные средства учреждала приюты для вдов и сирот, содержала женские учебные заведения.

Возрастные предпочтения: 3+


Возврат к списку