Реставрация
Шедевр собрания
Книги
Фильмы
Публикации

Выставка: Процесс / Реставрация 2018

Выставка: Процесс / Реставрация 2018

Выставка: Процесс / Реставрация 2018

Выставка "Процесс" – это своеобразный отчет о летней реставрационной практике студентов II и III курсов Московского государственного академического художественного института им. В.И.Сурикова при Российской академии художеств, проходившей в 2018 году в реставрационной мастерской Курской картинной галереи уже во второй раз (студенты: В.А.Головизнина Е.Е.Комаров, М.Д.Косарева, А.С.Чаброва, Ю.С.Чекрынина, А.А.Штанько, А.А.Широкова, А.А.Демина).

Под руководством преподавателей мастерской реставрации МГАХИ им. В.И.Сурикова А.В.Неретина и А.А.Козьмина, а также курских художников-реставраторов Е.Б.Денисовой и М.Е.Денисова студенты занимались реставрацией икон из собрания галереи в течении полного рабочего дня три недели, подчиняясь внутреннему штатному распорядку.

По каждой иконе велся дневник и заполнялся паспорт. Предварительные исследования включали подробные описания и обязательную фотофиксацию экспонатов в прямом и боковом свете. Ряд икон требовали осмотра в ультрафиолетовых лучах для выявления возраста, толщины и равномерности покровного слоя. Во время исследования грунтов (химическим методом) выяснялся их состав для выработки правильной методики реставрации - температуры и концентрации применяемых в дальнейшем клеев. Были проведены сложные работы по консервации экспонатов: удалены старые профилактические заклейки (бумага с клеем), укреплены доски основы, восполнены траты древесины, новые укрепления открытым способом и традиционные профзаклейки обеспечили необходимую связь левкаса (грунта) и красочного слоя с основой (доской). Иконы расчищены от поверхностных загрязнений, толстые слои потемневшей олифы были утоньшены, неравномерности, сгустки и инородные записи – удалены. В местах утрат авторского левкаса и красочного слоя был подведен реставрационный заполнитель (грунт белого цвета) в уровень с поверхностью. Для придания иконе экспозиционного вида этот белый реставрационный грунт тонируется акварельными красками в тон с окружающей поверхностью обычно без восстановления рисунка. Эта операция выходила за рамки предполагаемых практикой процедур и была выполнена лишь частично на некоторых иконах в случае завершения предварительных операций. Девять представленных публике икон, таким образом, прошли базовые реставрационные процедуры и находятся в разной степени законченности, однако, даже на этой стадии, безусловно, представляют интерес.


Нам хотелось обратить внимание публики на разность в подходах к восстановлению произведений искусства. Ведь помимо осторожной классической музейной реставрации обратимыми материалами, призванной, в первую очередь, сохранить подлинные фрагменты старинной живописи, руку мастера, иногда и патину времени, существуют разного рода поновления и чинки с принципиально иным подходом, целью и результатом. Работа над иконами будет продолжена по мере возможности силами реставрационной мастерской Курской галереи или подобных выездных практик.

Иконы, представленные на выставке представляют собой преимущественно образцы канонического письма, выполненного яичной темперой с частичным золочением на деревянных составных досках и относятся к разному времени написания от рубежа XVII-XVIII до XX в. Краткое описание основных сюжетов представлено в отдельных аннотациях. Отдельный стенд посвящен будням реставрационной мастерской во время реставрационной практики 2018 года.

Proc2.jpg

Подобный опыт сотрудничества между государственными музеями и реставрационными мастерскими успешно применялся еще во времена СССР, однако возрождение этой традиции полновесно началось только в последние годы. Несмотря на то, что это дополнительная нагрузка на музей, нам кажется, что плюсы от такого сотрудничества очевидны. Студенты получают бесценный опыт работы, а музей расширяет возможности по реставрации, часто ограниченной планами и трудовыми ресурсами.


Возврат к списку