Реставрация
Шедевр собрания
Книги
Фильмы
Публикации

Выставка: Возвращение Куинджи

Выставка: Возвращение Куинджи

Выставка: Возвращение Куинджи

Архип Иванович Куинджи (1842 – 1910) – русский художник, мастер пейзажной живописи. Три работы из собрания Курской картинной галереи им. А. А. Дейнеки вернулись из Москвы, где участвовали в крупном выставочном проекте Государственной Третьяковской галереи 2018/2019 гг. «Архип Куинджи», получившим скандальную известность из-за попытки кражи картины «Крым. Ай-Петри» прямо из выставочного зала. Злоумышленника приняли за сотрудника музея, работу удалось даже вынести из здания. Одна из картин курского собрания находилась в нескольких метрах от места преступления. Но есть и положительный момент. Выставка в Третьяковской галерее была собрана из коллекций российских музеев. И именно соседство наших работ с другими работами А.Куинджи стало поводом к дополнительным исследованиям и атрибуциям.

Сомнений в авторстве не возникало – работы ранее принадлежали Обществу художников имени А. И. Куинджи (1909 – 1930). Это творческое объединение художников Петербурга было основано в 1909 году по инициативе и на средства А. И. Куинджи, который пожертвовал на эти цели 150 000 рублей и своё имение в Крыму, а незадолго до смерти - завещал весь свой капитал. Общество привлекло благосклонное внимание Николая II и император взял его под своё покровительство. Общество ставило своей задачей сохранение и развитие реалистических традиций русского искусства, как это понимали ученики и последователи Куинджи, в большинстве своём художники-пейзажисты. С этой целью Общество организовывало выставки, а также приобретало работы близких по духу художников (всего было приобретено около 300 картин) и ежегодно присуждало премии имени Куинджи. 

Обществом были устроены и две посмертные выставки А. И. Куинджи, на которых экспонировались и работы, находящиеся теперь в нашем собрании. Именно в этот момент работы получили свои названия «Эльбрус. Снежные вершины», «Закат», «Лесное болото» – названия, к которым сам А.И.Куинджи уже не имел отношения. Ошибки легко обнаружились после сравнения курских работ с произведениями из других собраний. Оказалось, что на картине «Эльбрус. Снежные вершины» изображена гора Казбек, а «Закат» больше походил на многочисленные этюды, связанные с первыми лучами восходящего солнца. Вопросы о корректировке атрибуции будут подняты на ближайших атрибуционных советах. Возможно, произведениям вернут верные названия, близкие авторским. Стоит отметить, что эти три картины очень точно показывают нам А. И. Куинджи не только как художника-экспериментатора, потрясающего живописца с внимательным отношениям к мельчайшим цветовым градациям, но и художника-романтика с философским размышлением о «постижении конечного значения вещей».

На выставке также представлены еще две картины из собрания Курской картинной галереи, где авторство А.И.Куинджи находится по сомнением, но они – тоже повод поговорить о характерных приемах в изображении специфических природных явлений, особых световых и цветовых эффектах, и, конечно, популярности А.И.Куинджи на художественном рынке.


В биографии и творчестве А. И. Куинджи много неожиданных поворотов, чему посвящен развернутый аннотационный материал, включающий и небольшой фильм.
Выставка может быть интересна широкому кругу зрителей разных возрастных категорий от просто любителей живописи до профессионалов.

Возврат к списку