Картины А. Дейнеки давно стали эталонными в плане выверенного композиционного решения, где, кажется, всё строится почти математически: подгоняется каждая деталь, линия ритма, акценты и поддержки. Борьба идет без преувеличения за сантиметры и миллиметры. Тем не менее, сам творческий метод художника не предполагал долгие поиски будущей картины в бесчисленных вариантах полномасштабных картонов и крупных эскизов. Поэтому часто от мелких быстрых зарисовок и набросков художник сразу переходил на холст, иногда немалого размера. «Я люблю долго приглядывать, проверять, но видеть сразу, работу делать с удара», – говорил А. Дейнека. Так и в случае с «Тройкой» – в собрании курской галереи совсем не много таких примеров предварительных авторских поисков. Несколько театральных набросков, костюмированные персоны. Гоголь шагающий, погруженный в раздумья или сидящий на станции – логичная тема о выборе пути в самом широком смысле слова. В 1950-х Дейнека переживал не самый радужный период своей карьеры. К этому времени со стороны официальной власти снова возобновились нападки на живопись, противоречащую принципам советского академизма. С ярлыком «либеральный художник» А. Дейнека подвергался критике за «схематизм» и «формализм», в 1948 году его вынудили уйти с поста директора МИПиДИ. На протяжении последующих десяти лет он получал мало заказов, покинул все официальные посты, редко выставлялся, почти не упоминался в прессе.
Поэтому за заказ на большое полотно к 100-летию со дня смерти Н.В. Гоголя, А. Дейнека взялся с воодушевлением. Не в характере художника было останавливаться и опускать руки. Изобразить Н. Гоголя, сидящего на станции – это остановка движения, своего рода тупик. Дейнека же, напротив, наполняет свою картину «Тройка» движением, бешеной скоростью, искрой осторожного оптимизма. Он сажает Н. Гоголя в бричку – писатель, художник и зритель стремительно несутся вперед к новым идеям, горизонтам, оставляя за собой критиков, злопыхателей, приспособленцев, всех этих провинциальных глупых мещан…
Ощущение скорости в картине подчеркивается множеством элементов – это и выбор вытянутого горизонтального формата, и направление движения, параллельное нашему взгляду слева-направо – привычная система последовательности считывания знаков в книге, на мониторе, в кинокадре. Пространство в картине начинается слева, где-то внизу и стремительно выныривает на зрителя, тройка проносится мимо, перед ней открываются разноплановые дали, река, поля. Статичные элементы контрастируют с динамическими позами персонажей, тела лошадей гротескно вытянуты. Даже облака подчеркивают движение, а смена состояний природы от пасмурного, почти дождливого, до солнечного – та самая оптимистическая составляющая. Как часто бывало в работах А. Дейнеки – это надежда на светлое будущее во всех смыслах.
"Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства".
Н.В. Гоголь