Выставка: Мнимые границы / Европейская и русская живопись из собрания Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки
Реставрация
Шедевр собрания
Книги
Фильмы
Публикации

Выставка: Мнимые границы / Европейская и русская живопись из собрания Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки

Выставка: Мнимые границы / Европейская и русская живопись из собрания Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки

Выставка: Мнимые границы / Европейская и русская живопись из собрания Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки

Работает: с 3 января по 28 февраля
Адрес: г. Курск, ул. Радищева, 85, выставочный зал Курской картинной галереи им. А.А. Дейнеки
Телефон для справок: 58-55-91

Слово «границы» используется в названии не только в географическом значении. Но даже с этой точки зрения иногда трудно решить, в истории культуры какой из стран следует рассматривать то или иное произведение. Юноша с книгой в руках («Портрет В.С. Михалкова») кажется идеальным воплощением образа русского романтического героя. Между тем, написан он итальянским художником и, судя по всему, в Риме (справа мы видим силуэт собора Святого Петра). Местом бытования портрета была фамильная усадьба в Ярославской губернии. Картина «Крымский берег» написана в России неаполитанцем Эдоардо Пастина – преподавателем рисования сыновей Александра II великих князей Николая, Александра и Владимира. До 1918 года пейзаж украшал интерьеры резиденций князей Барятинских.

Мастерство живописцев нередко заставляет нас сомневаться в границах реальности. «Как живые!», – нередко произносит зритель, глядя на достоверно написанные предметы старинных натюрмортов, или на героев старых портретов. Иногда эти самые «границы реальности» авторы нарушают совершенно сознательно. В диптихе Н. Мухина «Театр Фёдора Волкова» рядом изображены персонажи, разделенные во времени столетиями. Художник у мольберта пишет портрет Фёдора Волкова. По сторонам – Д.И. Фонвизин с пьесой «Недоросль» в руках, поэты М.М. Херасков и А.С. Сумароков, собиратель древностей и издатель Н. Новиков. Многофигурная композиция вверху с увенчанием лаврами и персонажами в исторических и театральных костюмах – в равной степени аллегория и напоминание о маскараде «Торжествующая Минерва», представленного в Москве по случаю коронации Екатерины II.

Деление истории искусства на периоды – принятая условность, которая позволяет представить процесс в виде сменяющих друг друга конечных этапов. Стройность этих границ разрушается, когда мы уточняем биографии творцов и понимаем, что разделённые принадлежностью к разным периодам художники были современниками. Нам удобно помнить, что русский (или польский?) пейзажист Станислав Жуковский участвовал в выставках передвижников и «Мира искусства», был ярким представителем живописи рубежа веков и «певцом русской усадьбы». С трудом осознаётся то, что его современниками были Александр Дейнека, Сергей Герасимов; а более всего то, что Жуковский умер в 1944 году в пересыльном лагере для пленных в оккупированной Польше.

Строгие хронологические рамки в экспозиции нарушены, чтобы показать: и вечные темы, и самые простые сюжеты искусства кочуют от одной эпохи к другой, легко переносятся в ХХ столетие, приобретая новое содержание.

В живописи позапрошлого столетия и в искусстве ХХ века границы жанров оказываются условными и легко преодолимыми. В.Д. Поленов более тридцати лет работал над циклом «Из жизни Христа». В 1909 цикл выставлялся в Петербурге и затем ещё в нескольких городах. В 1907 художник из Лодзи (Царство Польское) Самуил Гиршенберг выставил в Берлине картину «Спиноза». На первый взгляд картина Василия Поленова «На Генисаретском озере» кажется пейзажем, а работа Самуила Гиршенберга – городской жанровой сценой. Нам хотелось, чтобы зритель увидел не только то, что «исторические картины в нарядных рамах и велики по размеру», но и другое. В обоих холстах использован схожий мотив – погруженный в свои мысли персонаж проходит мимо нас. Но очевидна более глубокая сюжетная параллель: герой одинок, не понят современниками и, вообще, не скоро будет понят.

Выставка будет интересна всем категориям зрителей.

Возврат к списку