Выставка: Д.21 / Александр Дейнека из собрания Курской государственной картинной галереи
Реставрация
Шедевр собрания
Книги
Фильмы
Публикации

Выставка: Д.21 / Александр Дейнека из собрания Курской государственной картинной галереи

Выставка: Д.21 / Александр Дейнека из собрания Курской государственной картинной галереи

Выставка: Д.21 / Александр Дейнека из собрания Курской государственной картинной галереи

Работает: с 3 января по 28 февраля
Адрес: г. Курск, ул. Радищева, 85, выставочный зал Курской картинной галереи им. А.А. Дейнеки
Телефон для справок: 58-55-91

Название выставки «Д.21» может расшифровываться по-разному. И это не только очевидно-формальное «Дейнека. 2021». Оно повторяет характерную для Александра Дейнеки манеру подписывать свои работы – это монограмма и дата создания. В собрании галереи действительно хранятся два графических листа, исполненные художником 100 лет назад. Эти графические работы обнаруживают явное сходство с известной станковой работой А. Дейнеки «Женский портрет», что позволило атрибуционному совету галереи датировать картину 1921 годом. Эта хорошо известная работа снова привлекла к себе внимание, отметила свое 100-летие и стала главным экспонатом выставки. Дейнека 1920-30-х годов – это еще и поиск. Поиск своего стиля, в чем-то очень графичного, в чем-то оглядывающегося на современные тенденции, на конструктивизм и кубизм. Это поиск новых решений, новых разрешений и исключений по отношению к устоявшимся законам композиции. Это переворачивание приемов старых мастеров на новый лад, в новой стране, новом времени.

На выставке представлено более 20 живописных произведений А. Дейнеки периода 1920-30-х гг. Экспонируются его ранние постимпрессионистические этюды, хрестоматийные шедевры: «В облаках», «Пионер», «графичные» работы с элементами модных «измов» – «Женский портрет», «Портрет К. Вялова», «Две фигуры», классический портрет И. Шервинской с реконструкцией первоначального замысла, работы первой заграничной командировки. Продолжая многолетний проект галереи ЭТОНЕМАЛЕВИЧ, на выставке представлены и композиционные схемы работ А. Дейнеки, исполненные в виде картин в стилистике К. Малевича. Выставка будет интересна широкому кругу зрителей.

Александр Дейнека – безусловно, знаковая фигура в советском искусстве, активный участник драматических трансформаций отечественной художественной культуры ХХ века. Яркий представитель социалистического реализма, он не обошел вниманием и новые течения в искусстве, стоял у истоков отечественного дизайна, старался не потерять нить преемственности, искал связи с мастерами прошлого. Сегодня Дейнека – светлый певец стахановцев, спортсменов, самолетов и дирижаблей – выглядит оптимистично и бодро. Он актуален, поскольку ассоциируется с идеей счастливой страны, с СССР. Он был утопистом, но хочется верить, что предвидел будущее.

А. Дейнека вошел в художественную жизнь 1920-х гг. как график, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 - 1917). Свои первые графические, а впоследствии и живописные работы Дейнека выстраивал, опираясь на лекции по композиции В. Фаворского, на ту теоретическую базу, которая сложилась у него во время учебы во ВХУТЕМАСе (1921 - 1925). Однако к 1930-му году художник вынужден был, по сути, написать новую главу о композиционных построениях картины, что было связано с современными «измами», развитием фотографии, кино и телевидения. Дейнека использовал случайность фотографического снимка, застывший миг. Его подсмотренные незначительные эпизоды жизни уже не претендовали на построенную «картину мира». Для остроты и напряжения внутри картинной плоскости он активно применял асимметрию или, вернее, сознательную неуравновешенность, разрабатывал открытую композицию, срезы по краям, например, для уменьшения значимости элемента. Он вообще многое упрощал и отбирал. Дейнека первый занялся апробацией, ратификацией и внедрением новых приемов – большим композиционным опытом. Он был первооткрывателем, «компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок». Отчасти, повлияла его работа фотографом в Курском угрозыске между 1918 и 1920-м гг., отчасти, новые темы диктовали новые формы изображения, отчасти, а возможно, самое главное – общее стремление искусства того времени к кардинальному переделу изобразительного языка.

Плакат А3 (ARTEFACT) -min.jpg


Возврат к списку