О музее
Реставрация
Шедевр собрания
Книги
Фильмы
Публикации

Реставрационная мастерская Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки

Мастерская оформилась после 1945-го года, когда в Курск из эвакуации возвратилась основная часть коллекции галереи. Однако в те годы реставрационные работы велись эпизодически и были связаны с приездом в Курск «реставрационных бригад» из «центра».

В реставрационной мастерской (Реставратор Е.Б.Денисова, ст.н. сотр. М.С.Тарасова)

Первый штатный реставратор галереи - Татьяна Васильевна Максимова – проработала в музее около 10 лет. В 1980 году она уехала в Москву. Между тем мастерская не опустела, перейдя в заботливые руки Елены Борисовны Денисовой, которая и по сей день является ее бессменным руководителем. К моменту вступления в права «хозяйки» Е.Б. Денисова успела побывать в роли младшего научного сотрудника, экскурсовода, поучиться тонкостям реставрации во ВНИИРе1 и пройти стажировки в Одессе, Чернигове, Львове. В 1980 – она была единственным квалифицированным реставратором в области.

В то время в мастерской реставрировались лишь небольшие произведения живописи. Для поддержания коллекции в приличном экспозиционном состоянии, проводились работы по консервации картин и икон – начальная стадия реставрации, призванная остановить процессы разрушения. Большемерные картины, а также работы особой сложности отправлялись в Москву и Санкт-Петербург. Их реставрацией занимались ВНИИР, ГЦХНРМ2, Училище 1905 года3 - то есть все те реставрационные площадки, на которых и по сей день спасают произведения искусства из собраний музеев, не имеющих своей реставрационной базы. Ситуация начала меняться с 1995 года, окончив СХРУ4, в картинной галерее стал работать сын Елены Борисовны – Михаил Евгеньевич.

Постепенно изменился и облик реставрационной мастерской. Был смонтирован большой реставрационный стол, устроена вытяжка; галерея получила доступ к специальным видам исследования: ультрафиолетовые лучи, инфракрасный спектр, микроскоп; ведутся работы по модернизации освещения. Практически вся реставрационная документация переведена в электронный формат.

С 1995 года все памятники реставрируются только собственными силами, в том числе большемерные работы. Среди крупных полностью отреставрированных полотен, которым возвращен экспозиционный вид «Солдаты, играющие в карты»5, «Идолослужение Соломона»6, «Несение креста»7, «Многострадальный Иов»8, «Бичевание Христа»9, «Рим. Переулочек»10, «Развалины замка»11, портретная галерея Нелидовых12 и т.д.

Параллельно с такими крупными реставрациями, контроль и финансовую помощь в которых постоянно оказывает Министерство культуры, Комитет по культуре Курской области и различные спонсорские организации, мастерская ведет и текущую работу для плановых годовых экспозиций, как всегда осуществляет необходимые работы по консервации произведений. Подводя итоги, можно сказать, что благодаря многолетней планомерной работе по состоянию на сегодняшний день коллекция живописи галереи Курска находится в хорошем состоянии.

Ефимов А.А. После бала. До реставрации

Однако, реставрация, это не только документы, отчеты, цифры, названия работ. Есть реставрации, которые запоминаются надолго. Например, когда в 1993 году в мастерскую занесли новоприобретенную картину А.Ефимова13, как пыльный ковер - за уголки, мало кто верил, что эту рассыпающуюся мозаику удастся собрать. Почти повсеместное шелушение фактурного красочного слоя требовало немедленного вмешательства. Из-за плохой авторской подготовки, а в качестве основы художник использовал старый плакат, нарушилась связь грунта с основой и красочным слоем. Частицы живописи были крупными, жесткими и сильно деформированными. Все это потребовало от реставраторов длительного, многократного укрепления, сложного дублирования с устранением деформаций, удаления загрязнений на фактурной поверхности, но картину спасли. Сейчас, видя её в экспозиции, мало кто из зрителей догадывается о том, что портрет, переживший войну и блокадный Ленинград, мог погибнуть, не окажись он вовремя на столе реставратора.

Реставрация, безусловно, упорный и кропотливый, и зачастую незаметный труд. Но и это не все. Почти любая реставрация это маленькие открытия, дающие почву искусствоведам к продолжению исследований.

Н.х. Италия XVI век. Портрет Луки Питти. В процессе реставрации

Так в 1979 году при реставрации полотна «Святое семейство»14 была найдена еще одна картина. Дело в том, что холст неизвестного автора ХVIII века с изображением Марии, Иосифа и младенца Христа оказался наклеен на старую доску с сохранившимся вполне читаемым изображением. Как выяснилось, доска намного интереснее того, что на ней наклеено. В инвентарной книге Курской картинной галереи добавилась работа с инвентарным номером 1899ж15: портрет пожилого седобородого мужчины в красном камзоле и берете с крупной декоративной надписью в верхней части «LUKA PITTI». Реставрацию доски приостановили, а «Святое семейство» приобрела экспозиционный вид лишь к 1988 году. Исследования и реставрация портрета Луки Питти продолжаются, однако уже сейчас ясно, что это будет один из шедевров коллекции.
Похожий случай с «обретением» картины произошел и при реставрации картины Е.М.Чепцова в 1980-м. При снятии картины «Женский портрет»16 с подрамника под ней оказалось еще одно полотно того же автора17. О причинах «сокрытия» памятника искусствоведы могут сейчас только гадать, хотя объяснение может оказаться банальным, вроде отсутствия под рукой у живописца подрамника нужного размера. А изображение натурщицы, обнаруженное на обороте картины «Неизвестная в лиловом»18, заставило иначе подойти ко всей реставрации. Дополнительного инвентарного номера не появилась, хотя работа экспонируется ныне как двусторонняя, для чего изготовили специальный подрамник.

Шуклин Г.А. Автопортрет. Нач. ХХ в. В процессе реставрации

С 1935 года в собрании галереи находилась небольшая работа неизвестного автора с изображением шута. Картина была написана маслом на буковой доске с плоским подвижным паркетажем. Подготовка основы, качество и характер грунта, классическая многослойная живопись, пожелтевший лак, видимые элементы старения ввели в заблуждение даже экспертов. Первоначально работа приписывалась итальянской школе, однако приглашенные специалисты это предположение отвергли, рекомендуя перенести поиски в направлении немецкой школы XIX века. Шут «улыбнулся» реставраторам. В 1993 году в процессе утоньшения пожелтевшей лаковой пленки четко прочиталась невидимая ранее подпись «Г.Шуклинъ». Автором картины19 оказался курский иконописец, владелец большой мастерской, состоявший в Товариществе курских художников. Таким образом, помимо художественного значения, работа приобрела и краеведческий интерес.
В 2002 году при реставрации «Портрета неизвестной» обнаружили подпись «Н.Г.Шильдеръ» и дату «1887». Выяснить, что речь идет о Шильдере (1828-1898), выпускнике Академии Художеств, ученике молодого Б.П. Виллевальде, было несложно.

Шильдер Н.Г. Портрет императрицы Марии Федоровны. 1887. После реставрации

Сходство изображенной с известными портретами и дагерротипами Марии Федоровны (жены императора Александра III) косвенно подтвердило авторство. Советская критика, например, писала про Н.Шильдера, что после академической выставки 1873 года, он снискал себе «безрадостную репутацию художника, ремесленно изготовляющего царские портреты, поставщиком которых он оставался до своей смерти в 1898 году»20. Так вместо неизвестного портрета появился вполне определенный21. А его автором является художник, с которого, по сути, началась Третьяковская галерея - работу Н.Г.Шильдера «Искушение» П.М.Третьяков приобрел одной из первых в 1856 году в свою будущую всемирно известную коллекцию.
При реставрации часто по-иному раскрываются и судьбы картин. Так на портрете Серафимы Ивановны Лычевой22 кисти А.Дейнеки отмечались странные детали: у модели переписана юбка, живопись заходила на кромку внизу и слева. Догадку о том, что перед нами измененный фрагмент другого полотна, подтвердила найденная репродукция картины «Утро» 193523 (ныне местонахождение остаточного фрагмента неизвестно), где «Портрет С.И.Л.» занимает правую часть. Девушка на переднем плане слева, завязывающая шнурок, была обрезана, а студентка с книжкой справа стала отдельным самостоятельным произведением.

Слева направо: Дейнека А.А. Утро, 1935; Дейнека А.А. Портрет С.И.Л. 1936

Аналогичную трансформацию работы А.Дейнеки с изображением купающихся спортсменов - картина «После боя»24 - тоже удалось распознать в процессе реставрации. У картины, подписанной и датированной 1938 годом, Дейнека отрезал правую крайнюю фигуру (ныне тоже в собрании Курской картинной галереи – «Умывающийся»25), назвал левую оставшуюся часть «После боя» и датировал 1944 годом. Сделал он это вероятно из-за неудовлетворенности композицией, а возможно, следуя временной конъюнктуре: работа экспонировалась на послевоенных выставках, пока не была подарена автором в курскую галерею в 1966 году. В данном случае, слово и воля автора - закон. Авторские изменения обычно не корректируются реставраторами. Так, например, сейчас работы «После боя» и «Умывающийся» существуют как отдельные произведения с разными инвентарными номерами и датами создания, но с 2008 года часто экспонируются рядом, вплотную друг к другу, давая зрителю возможность представить первоначальный авторский замысел.

Слева направо: Дейнека А.А. После боя, 1944; Дейнека А.А. Умывающийся, 1937/38

Следуя приоритету авторского замысла, не разворачивались кромки с живописью на «Пейзаже»26 того же автора. На ней А.Дейнека собственноручно для улучшения композиции уменьшил подрамник на очень важный сантиметр. Живопись осталась на кромке, зато движение не повредила общему равновесию, композиция осталась динамичной, т.н. «открытой». Картина теперь напоминает фотокадр, где затвор спустили с 5-ти секундным опозданием.

А вот при реставрации полотна Яна Викторса «Благословение Иакова»27 реставраторы не вернулись даже к авторскому варианту. Дело в том, что в XIX столетии к картине была дописана нижняя часть. Конечно, авторский замысел нарушился, пропала ясность, а от того - напряженность композиции, однако такое вмешательство ценно само по себе. Это не только интересная компиляция в истории искусства, но и наглядный пример отношения к картине в голландской школе и обществе тех времен.

Впрочем, такие решения, вроде «разворачивания кромок» реставраторы не принимают самостоятельно. В картинной галерее существует реставрационный совет, куда входят старшие научные сотрудники, главный хранитель, директор, иногда даже приглашенные специалисты. По особо сложным вопросам всегда можно спросить совета коллег по цеху – реставрационная братия старается связей не терять, а Интернет позволяет устроить обсуждение даже он-лайн. На реставрационных форумах спорят и спрашивают, делятся опытом и собственными впечатлениями о методиках и материалах, в электронной версии можно отыскать и современную литературу по интересующей тематике.

В реставрационной мастерской (Реставраторы Е.Б.Денисова, М.Е.Денисов)

Но реставрационный совет - это не только совещательный орган, но и орган контроля. Именно здесь принимаются решения, что и как будет реставрировано, а впоследствии документально фиксируется и завершение реставрации. Полная реставрация любой вещи сопровождается фотофиксацией основных процессов, ведением дневника и реставрационного паспорта, где описаны сохранность памятника (картины, иконы) до реставрации, сами реставрационные процессы, их методика, последовательность, рецептура использованных составов, проведенные исследования, уточнения атрибуции и т.д.

В Курской картинной галерее устраивались выставки отреставрированных работ (1994, 2002, 2004). Работа реставрационной мастерской высоко оценена и отмечена Комитетом по культуре Курской области, коллегами, зрителями. В 2004 году зав. реставрационной мастерской Курской картинной галереи Денисова Е.Б. была награждена музейной премией Н.Н.Гордеева за вклад в реставрацию и сохранение коллекции, а в 2008 году – стала победителем конкурса общественного признания «Человек года-2007» с вручением премии «Курская антоновка» в номинации «Золотые руки».

Примечания:

1. Всероссийский Научно-Исследовательский Институт Реставрации
2. Государственные Центральные Художественные Научно-Реставрационные Мастерские им. И.Э.Грабаря
3. Московское Училище памяти 1905 года
4. Суздальское художественно-реставрационное училище
5. Мастерская Ж. де Латура. Солдаты, играющие в карты. Х., м. 88,5 х 107. Инв. № 294ж /полная реставрация/. (Здесь и далее – собрание Курской картинной галереи)
6. Н.х. Идолослужение Соломона. Х., м., 132 х 174. Инв. № 291ж /полная реставрация/
7. Н.х. II пол. XVI в. Несение креста. Х., м., 104,5 х 206. Инв. № 457ж /полная реставрация/
8. Боровиковский В.Л. (?) Многострадальный Иов. Х., м., 111,5 х 142,5. Инв. № 16ж /полная реставрация/
9. Н.х. Фландрия XVII в. Бичевание Христа. Х., м., 113,5 х 94. Инв. № 334ж /полная реставрация/
10. Дейнека А.А. Рим. Переулочек. Х., м., 100 х 120. Инв. № 1623ж /полная реставрация/
11. Н.х. Развалины замка. Х., м., 87 х 116. Инв. № 444ж /полная реставрация/
12. Ершов С.С. (?) Портреты Нелидовых и Буксгевденов (всего 7) Х., м.,180 х 84 (собрание Курского краеведческого музея)
13. Ефимов А.А. После бала. 1922(?) Х., м. 138 х 93. Инв. №1754ж
14. Н.х. Святое семейство. Х., м., 39 х 50 Инв. № 296ж
15. Н.х. Италия XVI век. Портрет Луки Питти. Д., м. 39 х 50. Инв № 1899ж
16. Чепцов Е.М. Женский портрет. 1910. Х., м., 124 х 84. Инв. №204ж
17. Чепцов Е.М. Женский портрет. 1910. Х., м., 124 х 84. Инв. №1041ж
18. Н.х. Портрет неизвестной в лиловом. Учебная постановка мастерской И.Е.Репина. 1908. Х., м., 97 х 82. Инв. №206ж
19. Шуклин Г.А. Шут. Кон. XIX - нач. XX века. Д., м., 64,5х51. Инв. № 336ж
20. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Под ред. А.И.Леонова. М. Изд-во «Искусство», 1958. С. 574
21. Шильдер Н.Г. Портрет императрицы Марии Федоровны. 1887. Х., м., 87 х 69,7 Инв. №206ж
22. Дейнека А.А. Портрет С.И.Л. После 1936. Х., м., 120,3 х 53 Инв. №1621ж
23. Воспр. Художник и время. Александр Дейнека. Москва: Изобразительное искусство. – 1973, ил. 64
24. Дейнека А.А. После боя. 1944. Х., м., 168 х 233. Инв. № 1188ж
25. Дейнека А.А. Умывающийся. 1937-1938.. Х., м., 168 х 61. Инв. № 1463ж
26. Дейнека А.А. Пейзаж. 1929. Х., м., 168 х 61. Инв. № 1463ж
27. Викторс, Ян. Благословение Иакова XVII век. Х., м., 153,7 х 151. Инв. № 289ж