Выставка: Город солнца / Советская живопись 1930-х годов
Реставрация
Шедевр собрания
Книги
Фильмы
Публикации

Выставка: Город солнца / Советская живопись 1930-х годов

Выставка: Город солнца / Советская живопись 1930-х годов

Выставка: Город солнца / Советская живопись 1930-х годов

«Город Солнца» – выставка советской живописи 1930—1950-х годов. Её название повторяет заглавие сочинения Томмазо Кампанеллы (1568—1639). В трактате итальянского философа описан идеальный город, устройство и общественный строй которого совершенны, а жители счастливы. Утопический «Город Солнца» – это модель «светлого коммунистического будущего», строительством которого СССР был занят с момента своего образования (1922 г.).

Превращение отсталой аграрной страны в мощную индустриальную державу требовало от ее граждан крайнего напряжения всех жизненных сил и большого самоотречения. В этих условиях человек находил духовную поддержку в искусстве, изображавшем жизнь не такой, как она есть на самом деле, а такой, какой она должна быть. Это была сказка, удивительно похожая на правду. Такому искусству следовало быть максимально реалистичным, чтобы быть максимально убедительным. Этим запросам полностью отвечало искусство «социалистического реализма».

Богатая, разнообразная и всемирно известная коллекция произведений Александра Александровича Дейнеки в Курске дает возможность рассматривать и изучать различные аспекты его творчества. За последнее десятилетие были устроены выствки «Дейнека.

Определение «социалистического реализма», первоначально относившееся к литературе и распространенное на все явления художественной жизни, было обосновано и сформулировано на I съезде Союза писателей СССР в 1934 г. Метод требовал от художника правдивого изображения действительности «в ее революционном развитии». Одной из целей искусства стало воспитание зрителя в духе идей социализма. «Социалистический реализм» не только насаждался сверху: он отвечал внутренней потребности большой части зрителей и немалого числа художников.

Gorod_solnca3.jpgТридцатые годы были временем, когда «социалистический реализм» переживал свой подлинный триумф. Яркое динамичное искусство несло мощный оптимистический заряд. К концу 1950-х гг., несмотря на отдельные выдающиеся достижения, оно постепенно утеряло жизненную силу. Произведения «социалистического реализма», хотя и преобладали количественно, постепенно оттеснялись с авансцены художественного процесса нарождающимися новыми течениями.

На выставке экспонируются произведения из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Часть картин в свое время была специально написана для легендарной выставки «Индустрия социализма» (1939), экспонаты которой впоследствии оказались утрачены или рассеяны по городам и музеям. После многих лет забвения заново отреставрированные произведения были впервые показаны широкой публике в 2005 году в проекте «Советский идеализм. Живопись и кино 1925—1930».

На нынешней выставке можно увидеть работы известных «официальных живописцев» (А.М. Герасимова, Ф.А. Модорова) и менее известных, но блестящих художников – А.И. Кацеблина, В.И. Люшина, А.А. Вольтера, Н.С. Шнейдера, Е.С. Зерновой. Помимо того, что зрителям представляется возможность почувствовать атмосферу советской жизни 1930-х годов, экспонирование «Города Солнца» в залах Курской картинной галереи передаёт в исчерпывающей полноте контекст, в котором существовали произведения Александра Дейнеки.Выставка будет интересна самым широким кругам зрителей.



Возврат к списку