Выставка: Виктор Попков (1932-1974) / К 75-летию художника
Реставрация
Шедевр собрания
Книги
Фильмы
Публикации

Выставка: Виктор Попков (1932-1974) / К 75-летию художника

Выставка: Виктор Попков (1932-1974) / К 75-летию художника

Выставка: Виктор Попков (1932-1974) / К 75-летию художника

Выставка посвящена 75-летию со дня рождения Виктора Ефимовича Попкова (1932 – 1974), творчество которого было знаковым в системе развития советского искусства 1960-х – начала 1970-х годов.

Окончив в 1958 году Художественный институт им. В. Сурикова, Попков оказался младшим, но вполне равноправным в среде тех, кто творил новую, демократичную атмосферу в советском искусстве во второй половине 1950-х. Имена их известны: Г. Коржев, А. Васнецов, Н. Андронов, П. Никонов, В. Иванов, П. Оссовский. Они стали создателями мировоззренческого стиля, позднее названного «суровым», с его прямым взглядом на современную действительность, с героями, найденными в будничной и жесткой атмосфере великих строек Сибири и на целине. С середины 1960-х, когда публицистичность прямой речи «суровых» становится неактуальной, Попков стремительно эволюционировал от правды факта к напряженности и философской неоднозначности образа, от рублености остовской формы к ее слегка гротесковому изяществу, от простоты локального колорита к утонченности и одушевленности цвета. За неполные 20 лет творчества художник выполнил немало крупных полотен, проникнутых чувством сопричастности к жизни страны и людским судьбам, гражданской ответственностью за собственное дело. Среди них давно признанные этапными «Строители Братска», цикл «Мезенские вдовы», «Шинель отца», «Работа окончена», «Хороший человек была бабка Анисья», «Осенние дожди (Пушкин)».

Возможно, работы Виктора Попкова более «камерных» форматов не так широко известны, как названные, и менее оценены, но в них явственно ощущаются те же «этапы движения» мастера, тематико-эмоциональные и живописные. К этой линии примыкает курская коллекция, включающая в себя шестнадцать произведений живописи и графики, исполненных Попковым между 1960-м и 1974-м годами. Пятнадцать работ приобретены у вдовы автора, московского графика К.И. Калинычевой, «Балкон мастерской» подарен галерее другом Попкова, известным живописцем П.Ф. Никоновым. В отличие от живописи, давно знакомой любителям искусства, графика до настоящей выставки не покидала фондохранилища и оставалась «terra incognita», что привносит в настоящую экспозицию элемент «интриги» и сближает ее с параллельной выставкой новых поступлений.

Зрительному ряду выставки особый смысл придавала работа И.А. Попова «Автопортрет, начатый 12 ноября 1974 года», день смерти Виктора Попкова. Начатый и оставшийся незавершенным…

Возврат к списку