Выставка: Поэзия руин
Реставрация
Шедевр собрания
Книги
Фильмы
Публикации

Выставка: Поэзия руин

Выставка: Поэзия руин

Выставка: Поэзия руин

Цель выставки – привлечь внимание публики к работе «Внутренний вид храма» из собрания галереи. Картина, долгое время считавшаяся анонимной, ныне приписывается французскому живописцу второй половины XVIII века Юберу Роберу (1733 – 1808). Проживший в Риме 11 лет «сверхштатный пенсионер» Французской академии Ю. Робер писал пейзажи, античные руины, воображаемые архитектурные композиции. Среди его русских заказчиков были Юсуповы, Шуваловы, великий князь Павел Петрович. Курская картина происходит из собрания князей Барятинских в усадьбе «Марьино».

Взятое в кавычки название выставки – цитата из «Салона 1767 года» Дени Дидро, большая часть которого была посвящена артистическому дебюту Ю. Робера в Париже. Статья Д. Дидро заканчивалась словами: «Если я сказал ещё не всё о поэзии руин, Робер вернёт меня к ней!».

poezia2.jpgМонтагу Д.Арка Януса. Гравюра из книги Ж. Барбо «Монументы античного Рима». 1761

Творчество художника и выставленная картина даёт повод для развёрнутого разговора о популярности изображения античных памятников и реликвий в европейской художественной традиции XVII – начала XIX века. Для создания общего контекста выставлены живописные работы и графика XVIII-XIX веков. Существенным дополнением к гравюрам Л. Ворстермана, Дж. Б. Пиранези, Ф. Берарди и Л. Россини служат впервые выставляемые гравированные издания «Галерея Джустиниани» (1640) и «Монументы античного Рима» (1761), содержащие изображения античной скульптуры из коллекции маркизов Джустиниани и выполненные по рисункам Ж. Барбо и снабжённые его же комментариями виды памятников древнеримской архитектуры.

Руины писал не только Робер и его многочисленные современники. Предшествующая традиция литературного и визуального осмысления античного наследия богата и разнообразна. Поэты и художники ренессанса видели в римских руинах эмблему минувшего величия. Семнадцатое столетие внесло в изучение античных памятников строгость системы. Подлинно научное изучение искусства древних греков и римлян началось в XVIII веке благодаря трудам И.И. Винкельмана и И.Г. Лессинга, произведениям Дж. Б. Пиранези и Ж. Барбо. Открытие романтической красоты руин было, в литературном смысле, одним из завоеваний эпохи Просвещения. Популярность темы в век Просвещения объясняется мировоззренческими тенденциям эпохи: историзмом, развившимся интересом и вкусом к прошлому, широтой распространения суждений о возвышенном и величественном.

poezia3.jpg

Возврат к списку