Выставка: Усадебный портрет / Живопись конца XVIII – первой трети XIX века из фондов галереи имени А.А. Дейнеки
Реставрация
Шедевр собрания
Книги
Фильмы
Публикации

Выставка: Усадебный портрет / Живопись конца XVIII – первой трети XIX века из фондов галереи имени А.А. Дейнеки

Выставка: Усадебный портрет / Живопись конца XVIII – первой трети XIX века из фондов галереи имени А.А. Дейнеки

Выставка: Усадебный портрет / Живопись конца XVIII – первой трети XIX века из фондов галереи имени А.А. Дейнеки

Работает: со 2 января по 10 сентября 2023 года
Адрес: г. Курск, ул. Радищева, 85, выставочный зал Курской картинной галереи им. А.А. Дейнеки
Телефон: 58-55-91

Билет можно приобрести онлайн по ссылке ниже

Txk6kGC9d8w.jpg

Пушкинская карта действует. При покупке билета, пожалуйста, выберите категорию «Льготный билет». Билет дает право осмотра всех выставок

История искусств (равно как и музейные собрания) состоят не только из шедевров, исполненных великими мастерами. В каждом столетии достаточно живописцев средней руки, работы которых составляют основной корпус художественной «продукции» своего времени. Стиль эпохи легче увидеть в работах художников второго ряда, но не в произведениях гения.

Усадебный портрет-min (2).jpgНебольшая выставка знакомит зрителя с интересным явлением русского искусства конца XVIII – первой трети XIX века – усадебным и городским портретом. Портретные галереи получили распространение в дворянском быту второй половины XVIII века. Это явление коснулось и провинциальных усадеб.

Усадебные портреты, как минимум, с «одним неизвестным»: в лучшем случае мы знаем имя изображенного. Анонимность несложно объяснить: когда-то в золочёных рамах эти работы украшали стены дворянских усадеб или городских домов. Владельцы знали своих предков в лицо, могли назвать имена художников, писавших «персоны» прабабушек в кружевных чепцах и прадедов в мундирах, почему картины не нуждались в этикетаже. Национализация усадебных художественных собраний (1918—1920 гг.) привела к тому, что изъятые из мест своего бытования изображения утратили имена. Такова история анонимного «Портрета отставного артиллерийского офицера», написанного вполне мастеровитым художником начала позапрошлого века. На обороте холста есть надпись, прочитав которую мы узнаем дату рождения и смерти изображенного, но его имя и имя автора полотна остается неизвестным. Стилистически и по формату близок к «артиллеристу» «Портрет дамы в зеленой шали».

Провинциальный усадебный портрет александровского времени разнообразен. Его создателями были живописцы-дилетанты из дворян, побывавшие «в науке» крепостные и просто талантливые самоучки. Едва ли не главными среди провинциальных живописцев были домашние учителя рисования – из числа не самых даровитых учеников Академии. Получив звание «неклассного художника» они разъезжались по дворянским гнездам учить недорослей и исполнять художественные поручения своих хозяев. К этой категории относится «Портрет Ульяна Агеевича Изъединова» работы Николая Ушакова. Сведения о модели и авторе также зафиксированы на тыльной стороне холста. Романтический облик курского дворянина, представителя старинного дворянского рода Изъединовых, как смог, запечатлел Николай Антонович Ушаков, – живописец, о котором известно, что он учился в Академии художеств с 1788 года и в 1802 получил аттестат второй степени.

В первой трети XIX века желание оставить для памяти и в назидание потомкам свой портрет проникает и в городскую среду. Купечество, зажиточные мещане и духовенство также заказывает портретные изображения. В купеческом и городском портрете акцентированы сословные признаки – не дворянский облик модели очевиден в костюме и внешнем облике.

Выставка начнет работу 2 января и продлится до середины сентября 2023 года, она будет интересна самым широким кругам зрителей.

Возврат к списку