Выставка: Итальянская коллекция / Живопись XVII—XIX веков
Реставрация
Шедевр собрания
Книги
Фильмы
Публикации

Выставка: Итальянская коллекция / Живопись XVII—XIX веков

Выставка: Итальянская коллекция / Живопись XVII—XIX веков

Выставка: Итальянская коллекция / Живопись XVII—XIX веков

Работает: с 25 ноября по 21 января 2024 года
Адрес: г. Курск, ул. Радищева, 85, выставочный зал Курской картинной галереи им. А.А. Дейнеки
Телефон: 58-55-91

Билет можно приобрести онлайн по ссылке ниже

Txk6kGC9d8w.jpg

Пушкинская карта действует. При покупке билета, пожалуйста, выберите категорию «Льготный билет». Билет дает право осмотра всех выставок

Причин, почему мы решили показать эту часть коллекции, несколько. Прежде всего, произведений итальянской школы в нашем собрании больше, чем немецкой, голландской или французской. Мы давно не показывали итальянскую живопись отдельно от других школ, а за несколько прошедших десятилетий какие-то работы были отреставрированы, по поводу других сделаны уточнения, касающиеся возможного авторства, сюжетов или происхождении.

Итальянская коллекция-min (1).jpg

Курская картинная галерея не унаследовала ни одного сохранившего целостность собрания итальянской живописи (таковые были прежде в губернии, вспомним о Барятинских). В результате национализации 1918 года, перераспределения произведений Государственным музейным фондом (1920-е гг.) и последующих передач в галерее оказались картины итальянских мастеров от Барятинских, Ребиндеров, Шварцев, а также из не всегда установленных разрозненных коллекций. То, что есть у нас – это «осколки», но очень примечательные.

В экспозиции пятьдесят работ разной степени совершенства. Здесь есть известные имена (Сассоферрато, Дж. Б. Тьеполо, А. Тиарини, Л. Беки) и анонимы, глядя на работы которых можно дать характеристику целой эпохе истории искусств. Бесспорный шедевр собрания – «Портрет девочки» работы художника второй половины XVI века Федериго Бароччи, когда-то входивший в коллекцию великой княгини Марии Николаевны. К числу произведений позднего Возрождения должны быть отнесены анонимный «Портрет Луки Питти» и «Несение креста» северо-итальянской школы второй половины XVI столетия (из курских усадеб). Полнее и разнообразнее в собрании галереи представлен XVII век. Здесь есть Неаполь, Рим, Венето и Ломбардия – важные центры, в которых развивалось искусство эпохи Барокко. Работы римских и неаполитанских караваджистов («Святое Семейство», «Апостол Петр», «Святая Екатерина Александрийская») происходят из усадьбы Марьино. И здесь нельзя не вспомнить о том, сколько стараний прилагалось представителями нескольких поколений семьи Барятинских в приобретении произведений итальянской школы. Картина «Иосиф, толкующий сны» венецианца А. Дзанки некогда была приобретена Г. Е. Шварцем.

тЬЕПОЛО.jpgРепутация Италии как «страны художественных впечатлений» чрезвычайно способствовала популяризации ее художественного наследия. Grand Tour – большое путешествие, которым в идеале должны были завершать свое образование молодые люди (следуя примеру титулованных англичан) – заканчивалось в Италии. Традиция началась еще в XVII столетии и ширилась два последующих века. Привезти из большого тура «сувениры итальянской школы» сделалось правилом. Антиквары часто предлагали любителям искусства уменьшенные копии известных произведений. В европейских домах дворцах XVIII—XIX века стало привычным держать повторения шедевров. Чаще всего копировали Рафаэля, Фра Бартоломео и Корреджо. Не менее популярны были мастера XVII века: Гвидо Рени, Доменикино и Карло Дольчи.

Итальянскую живопись XIX века в экспозиции представляют работы Л. Беки, Э. Пастино, Р. Чекколи, Н. Л. Гради, а также малоизвестных живописцев, чьей специальностью было писание копий: Р. Чиприани, Т. Чарди, П. Пуччинелли. В известной мере искусство Италии почти до конца XIX века обращено к собственному прошлому.

Выставка продлится до 21 января 2024 года, она может быть интересна зрителям всех возрастов.

Возврат к списку