Виртуальная выставка: "Бидструп"

Сегодня на странице виртуальной выставки мы помещаем серию политических карикатур известного датского художника середины ХХ века Херлуфа Бидструпа. К чему этот анахронизм? Не торопитесь с выводами. Всмотритесь и вдумайтесь, многое из казалось бы ушедшего по-прежнему с нами. Поменялись лица, но содержание и способы политических игр остались прежними. В предуведомелнии мы размещаем отрывки из автобиографической статьи Херлуфа Бидструпа, опубликованной в первом томе его русского издания 1969 года.

«Карикатура на политического противника удается лучше всего тогда, когда она изображает не только данное лицо, но и раскрывает проводимую им политику. Главный удар наносишь ведь по политике, а не по полититку. Когда, например, рисуешь ведущего буржуазного или чаще всего социал-демократического политического деятеля самодовольным, жирным, непривлекательным, то карикатура отражает не только портретные черты, но и политику, которая дала ему возможность разжиреть за счет избирателей. И, наоборот, если иной политический деятель худой, то карикатура на него может быть прекрасной иллюстрацией того, что его политика приводит к обнищанию и голоду трудящихся <…>

В «Ланг ог фольк» (датская газета) в течение ряда лет я рисовал карикатуры сначала на предателей родины, на коллаборационистов, затем я направил острие сатиры против «плана Маршалла», поджигателей «холодной войны», против НАТО, капиталистических эксплуататоров и их социал-демократических защитников, против милитаризации Западной Германии, против нового вермахта, атомной бомбы и т.п.

Не удивительно, что после сотен, да, пожалуй, тысяч подобных сатирических рисунков я потерял уважение буржуазных кругов, чего, по мнению ревизионистов никоим образом нельзя лишаться <…> Неприятно было.., что все буржуазные издательства закрылись для меня, как панцырь устрицы, в результате чего работа по иллюстрированию книг, первоначально предназначавшаяся мне, была передана другим художникам. Неприятно было и то, что книготорговцы по всей стране прятали под прилавок ежегодные альбомы с моими рисунками. <…> Даже мои коллеги оказались более солидарными со своими предпринимателями, буржуазными газетами, чем со мной.

<…> 
Немаловажную роль (в политической карикатуре) играет… текст к … рисункам. Я редко приступаю к созданию рисунка, не заготовив заранее текста. Материал к карикатурам я подбираю во время чтения газет. Прочитав статью, я отбрасываю все лишнее, выжимаю, как говорится, всю «воду», пока не останется только сущность. И тогда я делаю рисунок и подпись к нему.

<…> 
«Не суди о собаке по шерсти» – гласит датская поговорка.
… при капитализме мы живем в мире фальсификации товаров, надо всегда быть начеку, чтобы не оказаться обманутым. Фальсификация не ограничивается товарами, она распространяется на политику западного мира.
Прекрасные слова – свобода, демократия, гуманизм и даже мир – в капиталистическом обществе чаще всего означают нечто совершенно обратное.
Людям доверчивым и простодушным не легко обнаружить обман. Как правило, им на это требуется длительное время, и задача художника-сатирика помочь разоблачить обманщиков.»

Рисунки публикуются по изданию:
Херлуф Бидструп. Рисунки. В 4 т. Т. 1. М., «Искусство», 1969.