О музее
Реставрация
Шедевр собрания
Книги
Фильмы
Публикации

Архип Иванович Куинджи (1842-1910)

«Эльбрус. Снежные вершины» Между 1890-1895

Холст, масло 40.5 х 55

9.jpg
Тьма затягивает в неведомые глубины, страшит и манит. Свет слепит глаза, останавливает время, успокаивает. Небольшой кусок пространства отвоеван у ночного мрака. Лунный свет мягко касается горных вершин, выбеливает снег, падает, отражается от мелкой ряби водной поверхности. Мрак наступает…Архип Иванович Куинджи вошел в историю русского искусства как зачинатель новой фазы романтического пейзажа конца XIX – начала ХХ века. Среди немногих образных тем у художника ясно выделяется тема горного величия, решенная в условиях декоративной живописи. Световые эффекты строят иллюзию, театрально выстроенные планы – пространство, цвет форсируется, контрасты завышаются, живописная и тоновая шкала максимально расширяется за счет сложных технологических пируэтов и все это в пределах реалистического метода. Такова и картина курского собрания – «Эльбрус. Снежные вершины», ранее принадлежавшая «Обществу имени А.И.Куинджи».

10.jpg
Еще современники отмечали особенную восприимчивость Куиджи к тончайшим цветовым градациям и выделяли его за безукоризненную зрительную цветовую память. Вероятно, поэтому художнику удавалось удерживать в подсознании сложнейшие состояния окружающего мира и переносить их на полотно, не теряя при этом убедительности. Он не удовлетворялся приблизительно похожим, он стремился к совершенству. Для решения подобных задач Куинджи использовал весь известный арсенал технико-технологических приемов и пошел дальше, в область живописных экспериментов. Однако, как всегда в мировом искусстве, на этом пути его поджидали и подводные камни.

11.jpgКрамской заметил потемнение куинджиевской живописи и призывал художников оставлять письменные впечатления от увиденного. Критика 1870-х годов отмечала «невиданной силы эффект», писали, что «в иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Впоследствии Нестеров вспоминал о картине «Украинская ночь»: «Совершенно я растерялся, был восхищен до истомы, до какого-то забвения всего живущего… И что это было за волшебное зрелище и как мало осталось от этой дивной картины сейчас». Когда знаменитая «Лунная ночь на Днепре» впервые была выставлена, посетители заглядывали за холст в поисках скрытой лампочки. Удивительный эффект угас довольно скоро, однако неудачный результат эксперимента это ценный опыт и художник спешил воспользоваться им.

12.jpg
В курской картине «Эльбрус…», написанной уже в 90-х годах XIX века, Куинджи попытался избежать слишком смелых экспериментов, добиваясь осязания пространства, глубины тона и свечения цвета, цельности восприятия, иллюзии явления, и это ему вполне удалось.