«Портрет девочки»
Дерево, масло 39,6 х 30,5
Доска из тополя небольшого формата. Стандартная композиция с погрудным изображением модели в легком трехчетвертном повороте. Нейтральный фон. Типичные признаки итальянского портрета второй половины XVI века. Своего обрамления портрет не сохранил: обычно такие портреты одевали в крупные резные рамы, дополнявшие простоту композиции затейливым декором.Тонкий живописный слой, местами почти прозрачный, становится плотным в свету и в изображении деталей одежды. Цветовая гармония портрета достигнута минимальными средствами. Земляные краски (охры, умбра, сьена), белила, благородные оттенки красного, черный – вот весь перечень пигментов палитры художника. Однако этим ограниченным набором он достиг живописного совершенства и удивительной достоверности характера модели, позировавшей художнику пятьсот лет назад.
Федериго Бароччи, как и Рафаэль, был уроженцем Урбино (Центральная Италия). Он не снискал прижизненной славы, работая при дворе герцога Франческо Мария II делла Ровере. Ненадолго отлучался в Рим (1560-1563), Перуджу и Флоренцию. Писал алтарные композиции для урбинских церквей, небольшие картины религиозного содержания и портреты. Широкой публике Бароччи не знаком, однако, его творчество имеет принципиальное значение в эволюции стилистики итальянской живописи на переходе от Ренессанса к Барокко. На портрете изображена совсем маленькая девочка, ей никак не более пяти лет. Художнику удалось передать нарочитую серьезность, с которой позируют только дети. Наряд девочки соответствует придворным модам 1560-1570-х гг. На ней «испанское» платье, нити коралловых и хрустальных бус, волосы затейливо переплетены и украшены петлями атласной ленточки. Жесткий темно-розовый корсет с черной тесьмой сковывает движения, к валикам на плечах прикреплены парчовые рукава. Лицо ребенка обрамлено светлым пятном кружевного воротника.
Эта деталь костюма указывает на очень высокое положение модели: недавно изобретенные в Венеции кружева входили в моду в это время, были безумно дороги и могли украшать наряды избранных особ. Кем она могла быть? Возможно, одной из дочерей или племянниц урбинского герцога, для которого часто работал художник. Детские портреты вообще довольно редки в ренессансной живописи. Пожалуй, лишь маньеристы второй половины XVI были увлечены непростой задачей: передать в портрете не вполне сформированный облик и не сложившийся характер ребенка. Следует заметить, что Бронзино, Понтормо, французские художники второй половины XVI века в качестве моделей брали княжеских и королевских детей.
«Портрет девочки» работы Федериго Бароччи происходит из собрания великой княгини Марии Николаевны. Дочь Николая I была вице-президентом Академии Художеств и на протяжении всей жизни собирала художественную коллекцию. Она подолгу жила в Италии, где приобретала произведения искусства пользуясь советами ученых. После национализации 1918 года ее коллекции оказались в Государственном музейном фонде.