«Пир Ирода»
Дерево, масло 41.1 х 74
В открытой лоджии с вымощенным плиткой полом происходит пир. Пирующих развлекают стоящие позади оркестранты и танцующая пара. В глубине лоджии в тени толпятся слуги. Разглядывая причудливые костюмы, вазы, фазана в перьях на пиршественном столе, мы не сразу замечаем, что справа на дальнем плане на фоне деревьев и высокой стены башни происходит сцена казни. В соединении двух эпизодов распознается сюжет – Пир Ирода.
Автор картины – фламандский художник первой половины XVII столетия Франс Франкен II – «мелкий мастер переходного периода», как назвала его одна французская исследовательница. Он был сыном живописца Франкена I и принадлежал к антверпенской школе. Вошел в гильдию Св. Луки в 1614 году. Писал самые разнообразные сюжеты: из Ветхого и Нового Завета, мифологии, истории. Влияние великого соотечественника и современника Питера Пауля Рубенса на Франкена не было ни сильным, ни продолжительным.
В работах художника органично присутствует свойственная нидерландским мастерам Ренессанса любовь к мелкому и тонкому письму. Здесь мало темперамента, но в избытке – усердие и изобретательность рассказчика. Заслуживает отдельного анализа умение мастера ритмически выстроить композицию. Взгляд зрителя направляется жестами персонажей. Жест первой фигуры слева – мужчины в коричневой накидке, смотрящего на зрителя – указывает на красную мантию Ирода. Рядом с ним Иродиада в белом покрывале. Их жестикуляция направлена к исполняющей свой роковой танец Саломее. Плавная синусоида светлых пятен заканчивается указывающим движением левой руки партнера Саломеи. Именно последнее движение акцентирует наше внимание на маленькой фигурке стоящего на коленях Иоанна Крестителя.
Франс Франкен любил изобретать и изображать детали, богатые аксессуары, проявлял явное тяготение к «экзотике». Это чувствуется в нашей работе. Франкена вдохновляет не драматизм библейской коллизии, а, скорее, возможность придумать экзотические наряды, восточные головные уборы. Своими картинами, похоже, он всегда бывал доволен: гордо ставил полную подпись и нередко дату создания. В нашей картине имя художника украшает царгу кресла, на котором сидит первый из пирующих.В истории картины Франкена есть один курьез. Доска, на которой она написана, в незапамятные времена была распилена надвое. Возможно, жуликоватый антиквар рассчитывал, что две фламандские доски старинного письма принесут больше выгоды, чем одна. По счастью оба фрагмента были приобретены в одну коллекцию, и картина обрела единство.