«Пир Ирода»
Дерево, масло 41.1 х 74
![54.jpg 54.jpg](/upload/medialibrary/c97/c97cc596d08f4bd1c189f4911c52d237.jpg)
В открытой лоджии с вымощенным плиткой полом происходит пир. Пирующих развлекают стоящие позади оркестранты и танцующая пара. В глубине лоджии в тени толпятся слуги. Разглядывая причудливые костюмы, вазы, фазана в перьях на пиршественном столе, мы не сразу замечаем, что справа на дальнем плане на фоне деревьев и высокой стены башни происходит сцена казни. В соединении двух эпизодов распознается сюжет – Пир Ирода.
![55.jpg 55.jpg](/upload/medialibrary/0f4/0f4568b4f34ccd23b26d483b6efc70ec.jpg)
Автор картины – фламандский художник первой половины XVII столетия Франс Франкен II – «мелкий мастер переходного периода», как назвала его одна французская исследовательница. Он был сыном живописца Франкена I и принадлежал к антверпенской школе. Вошел в гильдию Св. Луки в 1614 году. Писал самые разнообразные сюжеты: из Ветхого и Нового Завета, мифологии, истории. Влияние великого соотечественника и современника Питера Пауля Рубенса на Франкена не было ни сильным, ни продолжительным.
![56.jpg 56.jpg](/upload/medialibrary/728/728ffb62662074f6df536b1aa84ba67d.jpg)
В работах художника органично присутствует свойственная нидерландским мастерам Ренессанса любовь к мелкому и тонкому письму. Здесь мало темперамента, но в избытке – усердие и изобретательность рассказчика. Заслуживает отдельного анализа умение мастера ритмически выстроить композицию. Взгляд зрителя направляется жестами персонажей. Жест первой фигуры слева – мужчины в коричневой накидке, смотрящего на зрителя – указывает на красную мантию Ирода. Рядом с ним Иродиада в белом покрывале. Их жестикуляция направлена к исполняющей свой роковой танец Саломее. Плавная синусоида светлых пятен заканчивается указывающим движением левой руки партнера Саломеи. Именно последнее движение акцентирует наше внимание на маленькой фигурке стоящего на коленях Иоанна Крестителя.
![57.jpg 57.jpg](/upload/medialibrary/bbf/bbf6fcbda27d7c80848fd4074034588d.jpg)