Сайт музея (выставочного зала, дома культуры, концертного зала)
Френсис Калкрафт Тернер. Работал между 1782 -1846
«Сцены охоты» 1839
Холст, масло 24 х 29.5
Русские путешественники умели замечать приметы жизни иных народов. А.Б. Куракин, посетивший Англию в конце XVIII века, писал: «Приятно осознавать, что более всего средств английские вельможи тратят на свои земли. Именно здесь они живут сообразно своему положению и богатству и проводят восемь месяцев в году <…> Охота и прогулки – их главные развлечения». Чуть позже, в первой половине XIX века П.Я. Чаадаев также отметил подвижность англичан как едва ли не основную их черту: «Разительная вещь – непрестанное скакание на лошадях этого народа».
В конце XVIII – первой половине XIX века английскому примеру следовали все: разбивая пейзажные парки вокруг своих усадеб, одеваясь и заводя домашние привычки «на английский манер». Англичане научили остальных европейцев многому: прежде всего – поэтическому переживанию природы, что стимулировало развитие пейзажной живописи. Пожалуй, единственный жанр живописи, в котором они сохранили прерогативу за собой – так называемая «спортивная картина» – sporting picture. В живописи такого рода проявлялись сугубо английские слабости: к природе, охоте и спорту. Целая плеяда художников специализировалась в этом жанре, предполагавшем портретные изображения знаменитых лошадей и собак, охотничьи сцены в пейзаже: Джордж Стаббс, Джон Лич, Генри Алкен.
Курская картинная галерея обладает настоящим шедевром английской спортивной картины – работами Френсиса Калкрафта Тёрнера, возможно входившими в более развернутый цикл. На двух картинах кабинетного формата изображены эпизоды самого «английского» развлечения, традиции которого живы до сих пор – осенней охоты на лис. Это травля. У охотников нет ружей. Их преимущества – агрессия и скорость гончих псов, быстрый бег лошадей. Приметы этого многовекового обычая неизменны: осенние краски пейзажа, голые поля, пегие английские гончие и всадники – непременно в красных рединготах и черных головных уборах.Тёрнер бравирует своим мастерством. Пейзажный фон написан легко и виртуозно. Несколькими пигментами земельной группы, быстрым подвижным мазком он передает природу и саму атмосферу пасмурного осеннего дня, не упуская из виду ни одной детали: плетень у оврага, цепкие побеги ежевики, ограда на границе поля, которую вот-вот, как барьер, должна преодолеть серая в яблоках лошадь. В изображении движения и сложных ракурсов скакунов художник также превосходен.
Этому есть объяснение. Помимо традиций жанра, с которыми был знаком Ф. К. Тёрнер, прекрасную помощь ему оказывал собственный опыт неутомимого и удачливого охотника. В июне 1825 года художник писал в Sporting Magazine: «Я преследовал стольких гончих и присутствовал при кончине большего числа лис, чем кто-либо из современных художников. Столь же осведомлен я и в вопросах скачек, стрельбы, выслеживания».