«Солдаты, играющие в карты»
Холст, масло 88.5 х 107
В таверне, где собирались солдаты, можно было, что называется, вешать топор: клубы табачного дыма перемешались с запахами сырости, пива и подгоревшего мяса. Частые окрики хозяина на работников кухни перекрывали невнятный гомон постояльцев. Пламя свечи дрожало от частого сквозняка, деревянный стол четвертый раз протирали от пролитого вина, тасовать старую колоду было все трудней…
В 1972 году в каталоге Парижской выставки была воспроизведена старая копия композиции Жоржа де Ла Тура «Солдаты, играющие в карты». Её сходство с картиной из нашего собрания явилось толчком к проведению тщательных исследований, результатом которых можно считать принятую атрибуцию. Картина из собрания Курской галереи не имеет подписи, но приписывается мастерской великого французского художника XVII века Жоржа де Ла Тура, который вписал в историю мирового искусства главу об иллюзии света, о свечах и лампах, о контражурах и глубоких тенях. Во многом напряжение создавал цвет. В контраст с красным и темно-коричневым использовался белый, преобладали теплые красноватые оттенки и рефлексы, вызванные характерным искусственным освещением.
Жесты персонажей, контуры фигур, линии контражуров, выхваченные светом фрагменты образуют читаемый круг, определяют композицию. Карточная игра из забавы перерождается в некое священное таинство.Сцена погружена во тьму и строится вокруг заслоненного источника света. Играют два солдата. Тот, который слева, кажется, плохо прячет растерянность и досаду за уверенным жестом руки. Несмотря на червового туза, он рассчитывал явно на большее. Его оппонент, напротив, несмотря на расслабленную позу и флегматичные жесты, кажется уверенным. Он едва заметно ухмыляется – расклад явно в его пользу. Третий участник сцены раскуривает трубку, в левой его руке бокал с вином: он видел карты, предсказуемый результат его не удивил.
Подобные картины, полные драматизма, производили неизгладимое впечатление на зрителей во времена, когда до изобретения электричества и фотоаппарата было больше трех веков. Сейчас, рассматривая полотна Ла Тура, многие эффекты кажутся наивными, тем не менее, внимательное отношение к явлению отрицать нельзя. Это были первые эксперименты и оттого они не были идеальны, как первые автомобили были страшнее и уродливее привычных карет.