«Читающая Магдалина»
Дерево, масло 23 х 18.6



На голове девушки объемный чепец. Наряд завершают две золотые цепи, исчезающие за лифом платья, и крупная брошь – возможно античная гемма, оправленная драгоценным металлом и камнями. Она воспринимается репликой чудесной чаши, стоящей на столе. Стеклянное тулово сосуда заключено в металлическую оправу, богатство и изысканность которой завораживают взгляд.Но вся эта сумма материй и форм – только необходимое дополнение прекрасному лицу юной читательницы. Художник акцентирует его световым пятном, источник которого скрыт в воображении живописца. Другими словами, движение света очень прихотливо и не подчинено правилам физического мира. Яркий на лице и в вырезе лифа, он непропорционально теряет силу во всех других деталях, оставляя мрак позади фигуры и очень неожиданно возникая на чепце. Свет условен, и только таким его пониманием можно объяснить, почему раскрытая страница сияет белизной. Книга в руках – это молитвенник, средоточие чистых и светлых слов, обращенных к Богу. Его страницы не могут быть темными, и их сияние и сияние лица читающей взаимоопределяющи. Искренняя молитва просветляет человека. Эти рассуждения здесь тем более уместны, что некоторые элементы, такие как золотистые волосы, ниспадающие на плечи, сосуд и красный цвет в одеяниях, позволяют видеть в женском образе святую Марию Магдалину – «сестру Лазаря и неназванную грешницу, умастившую ноги Христа» благовонным миром. Очевидно, именно в связи с этим сосуд размещен так, будто пальцы рук, прикасаясь к нему, указывают на него.


Если смоделировать положение тела святой, оно не представится естественным. Располагаясь боком к столу, Магдалина ради целостности композиции вынуждена выставить правую руку вперед, и, напротив, левую отвести назад. Иерархия между божественным и человеческим нарушается – пусть неудобства испытывает святой, зритель должен чувствовать комфорт, наслаждаться живописью. В этом проявляется специфика (особенность) эпохи, которая вела игру с подменой чудесного и обыденного, небесного и земного. Поэтому ничто не мешает, помня о Магдалине, видеть в изображении идеализированный портрет, выполненный с матримониальными целями. В поисках суженного или для уже обретенного супруга. Убедиться в этом нетрудно, достаточно закрыть нижнюю половину картины.