«Портрет великой княжны Александры Павловны» Ок. 1798
Холст, масло 76 х 60
Портрет любимой внучки Екатерины II был написан В.Л. Боровиковским по заказу двора в связи с предстоящим браком княжны. Ее выдавали замуж за австрийского наследника эрцгерцога Иосифа, палатина Венгерского. По воспоминаниям современников Александра Павловна (1783-1801) была «очень красива и чрезвычайно добра». Добавим, что она была умна, прекрасно образована и наделена художественными способностями. Она рисовала, писала стихи, переводила. Екатерина II писала о внучке: «Она говорит на четырех языках, играет на клавесине, поет, танцует, понимает все очень легко и обнаруживает в характере чрезвычайную кротость». Она была слабого здоровья, осталась православной в католической стране, сильно тосковала по России и умерла в восемнадцать лет после трудных родов. Таков ли характер героини, изображенной Боровиковским?На первый взгляд – нет. Осанка изображенной женщины полна величия. Это торжественное предстояние особы королевской крови. Замкнутый силуэт фигуры и взгляд, направленный вдаль, устанавливают невидимую преграду между моделью и зрителем. На лифе платья – звезда ордена Святой Екатерины, на груди – медальон с портретом царствующей Императрицы. Оба предмета не украшения, а регалии. Русские княжны удостаивались ордена Екатерины большого креста при крещении. Это означало принадлежность к кругу избранных особ, обязанностью которых было патриотическое служение в соответствии с девизом «За любовь и Отечество». Медальон с портретом монарха также воспринимался как «жалованная» награда.
Оставляя внешние признаки классицистического парадного портрета, Боровиковский умеет смягчить его суровость. Доброжелательное выражение лица с крупными чуть близорукими (как у всех детей Павла) глазами. Вместо порфиры с горностаем – мягкий шелк розового с жемчужно-серой отделкой платья. Вместо короны – венок из крупных роз. Вместо колонн и тяжелых занавесей с кистями – уголок заросшего парка, закатное небо и обелиск в зарослях. Кисть художника фиксирует наше внимание на «мягких» линиях и фактурах: блестящий и матовый шелк, дымчатый газ, пушистые пудреные волосы, нежные лепестки роз и темные кудрявые кроны деревьев.
Портрет полон иносказаний. Жалованный портрет на цепочке – монаршья милость, но это еще и портрет любимой бабушки, и неважно, что она – русская императрица. Медальон приобретает смысл сентиментального «дара на память». В системе символов эпохи обелиск также знак «мемории». Венец из роз наделен метафорическими значениями. Роза – привычный атрибут портрета красавицы, ее цвет указывает на юность и добродетель (в поэзии эпохи бледно-розовый – цвет Авроры, утренней зари), наконец, а его форма намекает на то, что перед нами «венценосная особа».
Из соединения многозначных деталей рождается иной образ. Портрет писался перед расставанием принцессы с привычным образом жизни, семьей, любимым Павловском (и шире – Россией). Поэтому так акцентированы в нем приметы грядущего расставания и памяти.